Режиссер фильма «Обезьяна» Оз Перкинс о своем необычном отношении к жанру ужасов
Когда ты сын Энтони Перкинса и физически похож на человека, сыгравшего одного из самых культовых и узнаваемых персонажей в истории жанра (Норман Бейтс в «Психо»), твой путь в жанре ужасов вполне ожидаем. Но отношения Оза Перкинса с жанром ужасов и то уникальное положение, в котором он сейчас находится, работая внутри него, являются одновременно неожиданными и неизведанными. «Я стал смотреть на свою траекторию. И если кому-то есть дело до моей траектории, то он родился в жанре ужасов, верно? Родился в королевской семье ужасов, верно?», — сказал режиссер Перкинс в недавнем интервью о своем новом фильме „Обезьяна“. «И вы как бы с трудом идете по этому пути. Потому что именно так некоторые из нас и поступают. Мы идем по стопам отца. Нас интригует этот путь, и мы можем связаться с отцом через следование за ним. Так что это есть, но я не люблю фильмы ужасов».
Даже по высоким стандартам профессии, в которую входят Скорсезе, дель Торо и Тарантино, Перкинс может работать в кинематографе с лучшими из них. Просто ужасы — не его чашка чая.
«Я не сижу и не думаю постоянно о фильмах ужасов», — говорит Перкинс. «Я, конечно, не смотрю многие из тех, которые должны быть таковыми. Например «Страшилы», такой успешный, так хорошо сделанный, абсолютно не привлекает меня, во всех возможных смыслах.
Это не значит, что он не любит свою работу или свои фильмы. Просто Перкинс упорно трудится над тем, чтобы жанр работал не только на его интересы, но и на зрителей.
«Находясь внутри ужасов, вещей, в которых мы рождаемся, я чувствую, что то, что происходит сейчас. К счастью это то, что я могу продолжать немного увеличив масштаб», — говорит Перкинс. «Длинные ноги» — это поп-импрессия фильма ужасов. А „Обезьяна“ почти просто немного смеется над жанром ужасов. Но в очень ласковой манере».
Когда продюсерская команда Джеймса Вана обратилась к нему с предложением снять «Обезьяну», Перкинс правильно предположил, что это увеличенная, нетрадиционная точка обзора. По словам Перкинса, у них был сценарий. Но они не чувствовали, что нашли способ сделать киноверсию рассказа Стивена Кинга, права на который принадлежали им.
«Сценарий был очень серьезным, и меня это очень обескуражило. Я подумал: «Это же игрушечная обезьянка, во-первых». В ней с самого начала заложена эта наглость. Так что у нее должно быть своеобразное чувство юмора, — говорит Перкинс. «Я знаю, что всем так понравился фильм про Джокера. Но я сказал: «Мне это не нравится, потому что знаете что? Джокеру бы не понравился этот фильм». Джокер бы сказал: «Ты что, издеваешься? Что это за самоистязание? Что это за драма? И с обезьяной то же самое».
С самого начала режиссер Перкинс рассматривал фильм «Обезьяна» как комедию, а не фильм ужасов. Брызги крови должны были стать ударными фразами, а не пугающими моментами. Он также хотел проникнуться духом самого Кинга. Но он нашел свой собственный путь в этом материале.
Возможно, «Обезьяна» должна стать своего рода супертекстовым взглядом на ужасы», — сказал режиссер. «В каждом фильме ужасов все умирают, верно? Будь то «Техасская резня бензопилой» или «Обезьяна», все умирают. Ужас был вокруг меня. Я пережил кое-что из реальных событий. Но теперь я стал старше, и у меня появился другой взгляд на это».
Перкинс, конечно же, имеет в виду свой собственный опыт общения со смертью. Его ранняя взрослая жизнь была сформирована неожиданными и необычными обстоятельствами, связанными со смертью его родителей. Энтони Перкинс, закрытый гей. Он умер от СПИДа в 1992 году. А его мать Беринтия Беренсон-Перкинс находилась в самолете American Airlines Flight 11, который первым врезался во Всемирный торговый центр во время террористических атак 11 сентября. Эти две смерти сильно повлияли на Перкинса. Но спустя годы он стал смотреть на них и на смерть в целом с позиции, наиболее полно отраженной в фильме «Обезьяна».
«Когда вы режиссер, пытающийся донести до зрителя свою точку зрения, большая часть работы заключается в том, чтобы понять, как все это будет работать. Каким будет двигатель этого опыта для зрителей. И хотя я знал, что в фильме будет чувство юмора, он будет сентиментальным и меланхоличным», — говорит Перкинс. «Я знал, что это будет что-то значить для меня. И рискуя стать бездушным, я знал, что публика захочет этого ритма. Да, мы возьмемся за странное чувство юмора. Мы будем сидеть ради таких исследований, медитаций, размышлений о жизни и смерти, лишь бы время от времени раздавался звонок и вылетала маленькая пулька, наполненная сценой, где кто-то взрывается. И я думаю, что пока я поддерживаю ритм, я как бы заключаю соглашение со зрителями. Что они проглотят то, что я им даю, если это будет сопровождаться ложкой сахара».
В данном случае ложкой сахара стали быстрые, совершенно нереалистичные, запредельные, вызывающие смех сцены смерти. Это соответствовало и тому, что Перкинс пытался вызвать в себе дух Кинга.
«Есть экстремистское порно с пытками, которое наверное уже и не назовешь термином. Но что-то вроде «Ужасающего», которое так популярно и действительно хорошо сделано. Он также настолько жесток, а смертельные сцены продолжаются и продолжаются, и их так трудно пережить. В фильме «Обезьяна» все было наоборот», — говорит режиссер. «Потому что именно так я и переживал смерть. Ты просто идешь по жизни, а потом вдруг происходит нечто, и все вокруг становится другим. Но это очень мгновенно, очень быстро, и это шок».
К большому огорчению продюсеров, Перкинс не будет оживлять игрушечную обезьянку. Обезьяна не двигается (разве что стучит в свой барабан) и не проявляет прямого насилия. Также отсутствует таинственная история, которую обычно нужно раскрыть или разгадать.
«Обезьяна символизирует неизменность того факта, что все мы умрем. Иногда там есть обезьяна, а иногда ее там нет. И тогда я смог отказаться от всякой мифологии», — говорит Перкинс. «Им не пришлось выкапывать его из ямы в Антарктиде и оттаивать. В фильме не было ничего подобного. Оно просто есть, как и непреложный факт жизни и смерти».
Перкинс полностью согласен с тем, что обезьянка, обнаруженная в шкафу, — это исследование секретов его собственного отца. «Это абсолютно так. Это и шкаф, и то, что нас портит, скрывая от нас. Но это и просто слабое беспокойство, которое мы испытываем как родители. И мы чувствуем, что именно мы испортим наших детей», — говорит Перкинс, который теперь сам стал отцом. «Это не будет какой-то ребенок в школе. Это не будет видеоигра». Это то, что погубит наших детей. Мы собираемся сказать что-то, сделать что-то, смоделировать что-то. И это поставит их на путь истинный. Отправит их в это маленькое дело или вложит критический голос в их разум».
Именно в фильме «Обезьяна» режиссер больше всего соприкасается с опытом своего отца. «Я думаю, что это защитное качество лежит на поверхности. Мой отец не говорил мне или моей маме, что происходит. И это больше похоже на попытку защитить своих детей от самого себя. Ты хочешь дать им все самое лучшее. Но знаешь, что дашь им и самое худшее».
Пока Перкинс прорабатывает сложную семейную динамику в своей голове, он не может не сделать паузу, чтобы поразмышлять о том, что он говорит о своем новом фильме ужасов. . Фильм был снят без давления на сиквел или создание франшизы. А скорее с расчетом на то, что он будет делать что-то свое.
«Я оказался в чрезвычайно удачном положении», — говорит Перкинс. «Думаю, сейчас этого почти ждут. После «Длинноногих» и «Обезьяны» все говорят: «О, точно, он не будет бить в одну точку дважды». Это очень приятно для меня и моих партнеров. Иметь студию, которая терпит ради меня всякую ерунду и действительно представляет работу такой, какая она есть. И не пытается перепродать ее или перепаковать под что-то другое. Мне невероятно повезло».