Режиссер Ли Уоннелл рассказал о новом фильме «Вульфмен»
В фильме Уоннелла главный герой Блейк везет свою жену Шарлотту и маленькую дочь Джинджер из роскошной квартиры в Сан-Франциско в дом своего детства в сельском Орегоне. Отец Блейка признан мертвым, пропав без вести много лет назад. И Блейк, чтобы навести порядок в доме, предлагает провести лето на природе. О чем Блейк не упоминает, так это о своей загадочной и страшной встрече в детстве с невидимым зверем в ближайшем лесу.
Австралийский король жанра ужасов Ли Уэннелл уже доказал свою способность адаптировать классические ужасы Universal. Не так давно он снял остросюжетный фильм «Человек-невидимка» (2020). Теперь его фильм «Человек-волк», снятый в Новой Зеландии, обновляет другую классику Universal — «Человек-волк» 1941 года. А также люпиновую классику 80-х «Американский оборотень в Лондоне». Наряду с киберпанковским триллером «Апгрейд» (2018), Уоннелл также был режиссером фильма «Астрал 3». В недавнем интервью Ли Уоннелл охотно рассказал о своем новом фильме ужасов «Вульфмен».
Несмотря на то, что фильм основан на классике Universal, вы сказали, что это ваша дань уважения фильмам 80-х, которые вы любили, когда росли. Каким образом это дань уважения?
Ли Уоннелл: Использование практических эффектов, в частности грима. Как фанат ужасов, я вырос, одержимый эффектами протезного грима. И эти парни, которые являются мастерами в этом деле — Стэн Уинстон, Рик Бейкер, Роб Боттин и Дик Смит — они для меня как рок-звезды. Я смотрел на этих людей как на абсолютных героев. Я вырос в ту эпоху, когда эти эффекты были в твоем сознании. Это первый фильм, в котором я так сильно полагаюсь на протезы и спецэффекты. Это действительно дань уважения тем фильмам, которые являются примером лучших образцов грима — «Нечто» (1982), «Американский оборотень в Лондоне» (1981), «Экзорцист» (1973).
Есть ли что-то в текстуре, что отличает практические эффекты от CGI?
Ли Уоннелл: Это зависит от того, что вы делаете. Я не исключаю никаких инструментов из набора. CGI — это невероятный инструмент. Я помню, как ходил на «Парк Юрского периода» (1993), когда был подростком. Это было настолько новаторское зрелище. Если вы создаете что-то большее, чем жизнь, если у вас есть космический корабль, который вторгается на Землю, я думаю вы можете использовать визуальные эффекты, чтобы нарисовать на этом большом холсте.
Если же вы имеете дело с чьим-то лицом, то это лучше всего сделать с помощью грима. Как например Колин Фаррелл в фильме «Пингвин» (2024). Люди много говорят о том, как он выглядит. Представьте, если бы этого можно было добиться, просто наложив маркеры слежения на его лицо и попытавшись сделать это в пост-версии.
Это был бы кошмар для создателей фильма. Сколько времени потребовалось бы, чтобы наложить маркеры на лицо Колина. Несмотря на то, что это отнимает много времени, это легче сделать с помощью грима со спецэффектами, чем с помощью CGI. Когда я снимаю фильм об оборотнях, единственным выбором был грим. Потому что я не только считаю, что визуальные эффекты будут выглядеть неправильно, но и то, что на создание визуальных эффектов такого масштаба уйдет слишком много денег и времени.
Недавно вы сказали: «В фильме ужасов можно по-настоящему глубоко проникнуть в чье-то подсознание». Что вы имели в виду?
Ли Уоннелл: Фильмы ужасов — это выражение наших страхов и тревог. Все человеческие существа охвачены тревогой. У нас есть личные страхи, вещи, которых мы боимся. Тревога — это то, что помогает нам выжить. Одна из самых древних вещей — это чувство срочности. Именно оно не давало пещерным людям и женщинам продолжить свой путь — ощущение приближающейся опасности. С этим мы все сталкиваемся.
Современная жизнь, конечно, вызывает много беспокойства. В мире много неспокойствия. И я думаю, что фильмы ужасов очень успокаивают людей. Вы можете войти в комнату с другими людьми и выплеснуть всю эту тревогу через сосуд этого фильма ужасов. Мы хороним вещи, которые нас действительно беспокоят. И они выходят наружу либо в наших кошмарах, либо в нашем поведении. Фильмы ужасов могут пробить стену той версии себя, которую вы представляете миру. Они помогают добраться до скрытых под ней страхов.
Вы разрабатывали этот фильм частично во время пандемии. В нем есть тема заражения и ужасов, которые наступают после этого. Как проблемы Ковида связаны с работой над фильмом?
Ли Уоннелл: Первый черновик фильма был написан в 2020 году. Прямо в горячей зоне блокировки Ковида. Когда все были заперты, ничего не было открыто, улицы были пусты. Это было очень тревожное время. И мы с женой, соавтором сценария, выплеснули в сценарий все наши переживания по поводу этого времени. Это не напрямую о Ковиде. Но все, что вы упомянули: инфекция, но не только она, тревога, изоляция.
Это было очень странное время в истории человечества. Помню, я подумал: «Ух ты, наверняка выйдет куча фильмов о Ковиде», а я их еще не видел. Но очень часто фильмы ужасов косвенно говорят о каких-то вещах. Я думаю, что «Человек-волк» косвенно говорит о Ковиде. В то время я воспитывал троих маленьких детей. И это было очень тяжело. Я чувствовал, что не справляюсь с ролью родителя. Потому что изо всех сил старался развлечь их дома и заинтересовать. Так что это тоже есть в сценарии. Это не просто о заражении. Это о воспитании, о чувстве, что ты не справляешься с воспитанием и пытаешься защитить своих детей от чего-то.
В фильмах «Апгрейд», «Человек-невидимка» и теперь «Человек-волк» есть общая тема — тела подвергаются экстремальным трансформациям. Есть ли что-то особенное, что интересует вас в трансформации с точки зрения тематики?
Ли Уоннелл: Да. Думаю, у меня есть подсознательный страх перед телом и тем, как оно может обернуться против тебя. У меня всегда был страх перед нездоровьем. Когда без всякой причины, в один прекрасный день вы идете по улице, и что-то идет не так. Наше тело может нас предать. У нас под кожей есть все эти механизмы, которые должны работать синхронно. Наше сердце должно биться. Если эта батарейка в центре груди перестанет работать, мы упадем замертво. Это довольно страшная вещь, о которой страшно подумать. Для меня просто невероятно, что столько взаимосвязанных систем могут работать правильно. Я удивлен, что еще больше вещей не идут не так.
Если вы подумаете о среднем компьютере и о том, сколько раз он ломается, разве не удивительно, что человеческое тело не выходит из строя чаще? У меня всегда был страх перед болезнями и недомоганиями. Одна близкая подруга страдала от ALS (бокового амиотрофического склероза). И я наблюдал за ее ужасными изменениями. Она не могла ходить, не могла говорить. И все это было кошмаром замедленного действия. Она была жизнерадостным, энергичным человеком. А потом вдруг перестала им быть. Это то, что пугает меня до смерти. И наблюдать за этим было трагично. Когда я писал фильм, я думал: «Так, что же меня пугает?». Такие вещи нужно вводить в фильм.
Есть оригинальный «Человек-волк». И вы упомянули «Американского оборотня в Лондоне». Насколько вы ориентировались на эти фильмы?
Ли Уоннелл: В широком смысле, я не хочу повторять эти фильмы. Это то, что было сделано хорошо. И я не хочу конкурировать с перевоплощением Рика Бейкера. Так что весь мой подход к этому стал таким: «Что есть такого в этом персонаже, чего мы не видели раньше? Что дает ему новую перспективу? И для меня все это стало смещением перспективы. А так же использованием звука и визуального ряда для иллюстрации сенсорных изменений оборотня в противовес визуальным, трещащим костям и т. д..
Чем вдохновлялся для вас Джокер Хита Леджера?
Ли Уоннелл: Когда я думал о внешнем виде Человека-волка, я думал о том, что Кристофер Нолан и Хит Леджер сделали с этим персонажем. Потому что это было данью уважения Джокеру. Он напоминал Джокера, которого мы знаем. Но это была их собственная версия. В нем чувствовалась необычность, отстраненность. Это была менее аляповатая или карикатурная версия Джокера. Когда люди увидят Человека-волка в этом фильме, я хочу, чтобы у них возникло такое же чувство.
Вы показали своей съемочной группе фильм Михаэля Ханеке «Амур» (2012). Почему?
Ли Уоннелл: Мы участвовали в кинофестивале в Новой Зеландии, в Full Moon Film Club, каждую среду вечером. На студии, где мы снимали недалеко от Веллингтона, был прекрасный новый театр, в котором мы сидели. Я заставлял всех членов съемочной группы собраться вместе и показывал им фильм. Это было очень весело. Я уже делал это раньше, когда снимал фильмы. Я брал театр в аренду и показывал съемочной группе фильм. Это был первый раз, когда у меня был целый кинофестиваль. И мне это очень понравилось.
Одним из таких фильмов был «Амур». Среди всех тональных вещей, к которым я стремился, эта история о семье, переживающей простую трагедию, очевидно, является метафорической версией. Это фильм ужасов, а «Амур» — это фильм ужасов в другом смысле. Это история любви и фильм ужасов. Но это определенно было то, о чем я думал: Я хочу, чтобы это чувство было частью супа, который мы готовим.
Вы также экранизировали фильм «Под кожей» (2013). Почему он вам понравился?
Ли Уоннелл: Мне понравилось то, что в фильме представлена точка зрения инопланетян. Я никогда раньше не видел подобного фильма, в котором бы действительно был представлен взгляд на человечество глазами инопланетян. Когда я смотрю этот фильм, мне кажется, что я вижу наш мир, в котором живу. Все эти знакомые мне вещи, такие как улицы, машины, торговые центры, все остальное — заново. Я хотел передать это ощущение с точки зрения животного. В какой-то момент фильма я хотел почувствовать, что мы находимся в точке зрения Блейка и что мир немного изменился.