Сигурни Уивер о своей роли в фильме «Чужой», 1979 год
30-летняя Сигурни Уивер начала свою актерскую карьеру в многочисленных сценических постановках, в основном у начинающих драматургов. Сигурни, что в переводе со славянского означает «цыганка», получила большую известность за роль в фильме «Чужой». Критики даже сравнивали ее с суперзвездой Джейн Фондой. Любительница театра, Сигурни большую часть своего актерского времени, когда она не на экране, посвящает участию в классических и новых пьесах в Нью-Йорке.
«Чужой» был вашим первым фильмом. Как вы отнеслись к тому, что роль Рипли стала вашей первой актерской характеристикой?
Уивер: Я чувствовала, что роль будет непростой. Все персонажи и отношения в фильме были прописаны очень слабо. И люди, занимавшиеся кастингом, пытались подобрать актеров, которые бы привнесли в роли индивидуальность. На самом деле, после того как я прочитала сценарий, они спросили: «Ну, что вы думаете?». И я сказала им, что мне показалось, что человеческие отношения выглядят очень мрачно. Я решила, что лучше выложить все карты на стол, потому что, если им действительно нужен «Ангел Чарли», я знала, что он мне не подходит. Но они первыми признали, что это потребует большого развития и тесной совместной работы.
Вы знали, что ваша роль изначально была написана для мужчины?
Уивер: Да, но я не удивилась бы. Думаю, они сказали мне об этом немного раньше, чем начались пробы.
Что вы делали для пробы на экране?
Уивер: Мы все сделали краткий конспект всего фильма. Около семи сцен. Это была мини-проба для меня и Ридли. Но есть один забавный момент: я только что закончила мастер-класс в общественном театре, где все мы должны были курить. Когда я проходила кинопробы, Ридли хотел, чтобы я курила. И я закурила. И когда Алан Лэдд-младший, президент 20th Century Fox, увидел пробы, он сказал: «Отлично, мы возьмем ее. Но не позволяйте ей курить — она выглядит нелепо».
Роль Рипли была сложной для вас физически?
Уивер: Это был очень сложный фильм. Многие кадры, через которые мне пришлось пройти, были вырезаны. Кошачий ящик и пистолет весили около 50 фунтов каждый. И пытаться бежать через CO2, который поглощает весь кислород, коридор за коридором, день за днем, было просто изнурительно. И я была вся в синяках. Но ты не думаешь об этом, пока находишься в самом центре событий. Только когда возвращаешься домой, видишь синяки и думаешь: «О Боже, что со мной случилось?».
Вы каждый вечер брали фильм с собой домой?
Уивер: Да. Но поскольку в то время в моей жизни не было ничего другого, я думаю, что брала бы фильм домой независимо от того, что это был за фильм. В данном случае — да. «Чужой» — это фильм о таком ужасе и утрате, что после того, как вы поработали над ним некоторое время — ну, я не уверена, насколько далеко я от него ушла. И однажды мне приснился странный кошмар. Он был таким странным. Мне приснилось, что я гостила у каких-то людей в Вермонте, в фермерском доме, и вдруг из дымохода вылез Чужой. Я знаю, это звучит очень глупо. Это был фильм, и вдруг мне приснилась моя собственная жизнь. Вы думаете, что такое может происходить только в космосе, но если вы начинаете мечтать о том, как он вылезет из вашего кондиционера или еще чего-нибудь, это накладывает на это совершенно другую реальность.
Как вы пережили сцену, где Чужой проникает в грудь Джона Хёрта?
Уивер: Больше всего меня задело то, почему Джон Хёрт лежал на столе, с этим фальшивым телом — большая его часть была под столом, и там была полая полость, из которой должен был выйти ребенок Чужого. То, что Джон не был целым, расстроило меня. Но когда он действительно вышел из груди, это было особенно ужасно. К тому же я знала, что специалисты по спецэффектам пытались подстроить кровь так, чтобы она попала на меня. Я была абсолютно зеленой. В течение двух дней на площадке стоял огромный чан с почками, печенью и кишками, и вонь стояла ужасная. Все операторы были в крови. К тому времени, когда мы снимали уже два дня, это было просто ужасно.
Было ли много импровизированных сцен, таких как сцена с сундуком?
Уивер: В основном все они были импровизированными.
Диалоги тоже?
Уивер: Мы много импровизировали, потому что сценарий был абсолютно голым. Это было что-то новое для меня, потому что в театре ты не меняешь слова.
Как вы отнеслись к сцене на шаттле, где Рипли снимает одежду, не зная, что на борту находится Чужой?
Уивер: Что может быть естественнее, чем снять эту потную вещь, которая была на мне, как змея сбрасывает кожу. На самом деле в сценарии было немного обнаженной натуры в начале фильма. Когда мы все просыпаемся, мы должны были быть голыми. Это была очень провокационная визуальная концепция — видеть, как эти люди движутся через такую суровую среду в своем естественном состоянии. Но позже это было изменено.
Как вы отнеслись к тому, что Рипли оказалась единственной, кто выжил?
Уивер: Интересно, что люди говорят: «Как здорово, что выжила женщина». Я думаю, что Рипли выжила потому, что обладала всеми необходимыми качествами для выживания. Она не сдавалась и обладала способностью переходить на повышенные обороты. Когда я читала сценарий, Рипли показалась мне наиболее интересной: вот женщина, которая жила по правилам и верила, что правила существуют не просто так. Но когда появляется Чужой, ей нечем руководствоваться, и она вынуждена реагировать только на инстинкты, и это очень тяжело для нее.
Вы любите фильмы ужасов и научную фантастику?
Уивер: Обычно я не хожу на них. У меня очень низкий порог восприятия фильмов ужасов. Я никогда не смотрела «Экзорциста», хотя «Челюсти» мне очень понравились. И я бы не пошла на «Рассвет мертвецов» только из-за картинок перед входом в кинотеатр. Я знаю, что это будет вызывать у меня кошмары долгие годы. Чужой» отличается от тех фильмов, где кто-то открывает ящик, а там волосатая рука дьявола или что-то в этом роде. Такие вещи меня очень расстраивают.
Как вы относитесь к тому, как Чужой был изображен физически?
Уивер: Я думаю, что Чужой был очень красивым и очень эротичным. Но единственное, что в фильме не рассматривается должным образом, — это то, почему мы никогда не пытались общаться с ним. Чужой очень быстро показывает нам, чего он от нас хочет. Но вы не знаете, нападает ли он со злым умыслом или в целях самообороны. В конце концов, его первоочередная задача — сохранить себя. А это значит, что либо мы, либо он.
Ждете ли вы продолжения?
Уивер: Я не знаю, как сценаристы смогли вернуть Рипли в космос. Правда, не знаю. Но там все еще есть планета, полная яиц Чужих.
Каковы ваши дальнейшие карьерные планы?
Уивер: Я бы хотела поставить немного Шекспира и продолжить работу с новыми драматургами в Нью-Йорке. И, надеюсь, сняться в других фильмах.
Думали ли вы, что «Чужой» станет таким же популярным, как сейчас?
Уивер: Я думала, что это будет очень особенный и хорошо сделанный фильм. Я была уверена, что в своем роде он станет классикой. Не будучи фанатичным поклонником страшных фильмов, я не знала, как сильно люди любят пугаться. Но на всех просмотрах, на которые я ходила, я была приятно удивлена. Сначала люди кричали, а потом кричали-смеялись-смеялись-смеялись. И мне было приятно слышать, как люди смеются над этими ужасными вещами. Мне казалось, что они смеются над нами не потому, что считают, что мы относимся к этому слишком серьезно. Я чувствовала, что они смеются, потому что позволяют себе относиться к этому так серьезно. Они были достаточно отстранены, чтобы получать удовольствие, потому что знали, что их развлекают со вкусом.