Как снимали фильм Апокалипсис Мела Гибсона
Во время выхода фильма Мела Гибсона «Апокалипсис», он стал настоящим хитом. Да и сейчас он считается одним из лучших фильмов в своем жанре. Давайте разберемся, как снимали фильм Апокалипсис, и как он смог добиться такой популярности.
За год до того, как снимали фильм Апокалипсис, Мел Гибсон выпустил фильм «Страсти Христовы». Кинокартина вызвала глубокий интерес у евангелистов, да и просто у любителей кино. Фильм «Страсти Христовы» заработал невероятные 612 миллионов долларов при бюджете в 30 миллионов долларов. Мел Гибсон каким-то образом заставил людей прийти на просмотр целого фильма на арамейском языке. Причем фильм был достаточно жесткий.
Как оказалось, фильм Апокалипсис 2006 года может быть даже более дерзким фильмом, чем «Страсти Христовы». В нем нет встроенной религиозной аудитории, которая стекалась на эпопею Гибсона об Иисусе. Фильм полностью снят на древнем языке майя. В нем рассказывается история молодого человека Ягуара Лапы из племени майя. Он вынужден спасаться от преследования и попыток порабощения соседним агрессивным племенем. По сути половина фильма, это одна длинная сцена погони, когда Ягуар убегает от своих похитителей. Однако сначала зрители знакомятся с теплой, дружелюбной культурой главного героя и его сородичей, прежде чем они попадают в плен к соседнему племени мародеров.
Древняя культура майя
Похоже Мел Гибсон хотел показать культуру на грани краха. Отсюда и название «Апокалипсис». Культуру, настолько раздираемую насилием, несправедливостью, что она была не в состоянии противостоять натиску испанской колонизации. И неспроста фильм начинается цитатой историка Уилла Дюранта: «Великая цивилизация не завоевывается извне, пока не разрушит себя изнутри». Неудивительно, что многие посчитали, что в фильме несправедливо изображен народ майя. Фильм Апокалипсис усилил худшие стереотипы о примитивности и вырождении традиционной культуры коренных народов. Фильм изобразил древних майя злыми, кровожадными и аморальными. Фильм безусловно жестокий. В нем в большом количестве присутствуют сцены жестокости. В нем также показана практика глубокой бесчеловечности — от рабства до человеческих жертвоприношений.
Места съемок
Водопад Эйипантла, Мексика
Здесь, в районе Лос-Тукстлас в Веракрусе, снималась драматическая сцена, в которой Ягуар Лапа попадает в свою стихию, бросая вызов воинам майя, которые преследуют его после того, как он героически прыгает с водопада, спасаясь от плена.
Веракрус, Мексика
Пирамиды использованные для съемок фильма «Апокалипсис» не были настоящими. Они были построены декораторами в районе города Веракрус. Тем не менее, основное место съемок «Апокалипсиса» проводилось на настоящих древних руинах.
Эль-Петен, Гватемала
Снимали фильм Апокалипсис и в Гватемале. «Эль-Петен является самым крупным департаментом Гватемалы. В нем расположено много заповедников и национальных парков. Именно здесь проходили съемки деревни майя и сцены погони в лесу.
Актеры и древний язык майя
Практические все актеры, задействованные в фильме были мексиканцами. И это неудивительно. Некая схожесть мексиканцев с древними майя определенно присутствует. По крайней мере какими мы себе представляем древних майя в подсознании. По сути они являются их потомками. Так как майя жили в том числе и на юге современной Мексики.
Режиссер Мел Гибсон вдохновился документальным фильмом о майя, представленным археологом Ричардом Д. Хансеном. Он же помогал Гибсону в консультациях, касательно народа майя, их истории и культуры. Но множество научных рецензий сходятся в том, что фильму не хватает исторической достоверности. Хотя факты о майя очень глубоко проработаны. Ведь у Гибсона было несколько консультантов, включая вышеупомянутого археолога Ричарда Хансена, а также несколько историков и антропологов. Так же следует отметить, что в фильме используется один из диалектов языка майя. Актерам пришлось изрядно потрудиться, чтобы выучить неизвестный им древний язык.
Многие были в восторге от возможности увидеть цивилизацию, которая редко попадает на экран. Но при этом некоторые утверждали, что различные эпохи цивилизации майя были смешаны. И что в частности человеческие жертвоприношения, показанные в фильме, в большей степени относятся к ацтекам чем к майя.
Костюмы
Многие специалисты признали, что декорации, грим и костюмы были точны до мельчайших деталей. Костюмы, украшения и реквизит изготавливались на складах и в мастерских в Веракрусе. Особое внимание уделялось к деталям татуировок, украшений, текстиля, головных уборов, знамен, щитов, оружия и керамики. Информацию брали из древних изображений, памятников, фресок и древних керамических бытовых изделий.
Костюмы были разработаны мексиканским дизайнером Майесом К. Рубео. Он также разработал костюмы к «Аватару» (2009), «Джону Картеру» (2012), «Мировой войне Z» (2013), «Варкрафту» (2016), «Тору: Рагнарёк» (2017) и «Кролику Джоджо» (2019). Визуально костюмы просто потрясающие. Они невероятно детализированы и в одной конкретной сцене демонстрируют сложнейшую культуру. Один из консультантов Гибсона сказал: «Большинство изображений майя, которые мы имеем, относятся к очень конкретному периоду времени, называемому «классическим» (250-900 гг. н.э.) Мы не знаем достаточно о том, как менялась одежда в течение времени. Вероятно, костюмы были основаны на позднем классическом искусстве майя. Но испанцы появились в более поздний постклассический период. Так что вряд ли они на 100% отражают тот период времени, который представлен в фильме».
Деревенские женщины изображены в основном в юбках и ожерельях из ракушек. Один из помощников Гибсона рассказал, что имеется очень мало изображений женщин майя. И обычно это элитные женщины. Поэтому нет четкого представления о том, что носили обычные женщины.
Декорации
Все становится наиболее интересным, когда Ягуара Лапу и нескольких его жителей захватывают в плен и привозят в большой город. Они оказываются на центральной площади, где происходят ритуальные жертвоприношения. Здесь можно увидеть всю сложность культуры майя и широкий спектр социальных классов.
Рабы обжигают известняк, чтобы покрыть пирамиды и храмы белой штукатуркой. Невольники проходят мимо кукурузных полей, где выращивают кукурузу, кабачки и другие культуры. На рынках можно увидеть индюков, а также игуан, ягуаров и других животных. Женщины ткут и красят ткани. Когда пленников ведут по городу, женщины выходят и обмазывают их синей краской, обозначая их статус пленников и жертв. Это также очень точно соответствует картинам майя и центральным мексиканским кодексам. Наконец, жители этого города майя гораздо богаче, чем знакомые нам сельские жители. На их одежде и лицах присутствуют разнообразные драгоценные камни.
Украшения
Украшения — один из самых заметных элементов. По словам художника по костюмам Рубео, «богатые майя всегда носили нефрит. Но из-за веса и дороговизны этого камня в костюмах и украшениях использовались деревянные бусины. Если их карамелизовать определенным образом, они выглядят как настоящие. Мы использовали янтарь и кораллы, которые были настоящими». Также известно, что майя растягивали уши и носили очень большие „ушные катушки“. Так что в фильме это выглядит вполне достоверно.
Татуировки
Татуировки также играют ключевую роль в определении облика фильма. Поскольку майя украшали свои лица и тела татуировками, Альдо Синьоретти, работавший над прической и гримом, решил, чтобы татуировки совпадали с цветом волос персонажей. Когда речь шла о богатых персонажах, Синьоретти иллюстрировал декаданс общества, подбирая цвет краски для тела и волос.
В заключении
И так, вот мы вкратце и рассмотрели, как снимали фильм Апокалипсис. В целом возможно дизайнеры и режиссеры позволили себе некоторые вольности. Но они действительно провели тяжелую и глубокую работу. Они воплотили цивилизацию майя экране. Показали насколько сложной и продуманной она была. В то время как многие зрители могли бы изначально принять ее, как совсем примитивную.