Как снимали фильм Кошмар на улице Вязов (1984)

Как снимали Кошмар на улице ВязовФильм Кошмар на улице Вязов – американский фильм ужасов 1984 года, снятый и написанный Уэсом Крэйвеном. Действие фильма происходит в вымышленном городке Спрингвуд, штат Огайо. Сюжет вращается вокруг нескольких подростков, которых терроризирует в их ночных кошмарах призрак детоубийцы по имени Фредди Крюгер. И наверное многим интересно, а как снимали фильм Кошмар на улице Вязов.

Уэс Крэйвен снял фильм Кошмар на улице Вязов с бюджетом всего в 1.8 миллиона долларов. Эта сумма, которую фильм окупил в течение первой недели. В итоге фильм собрал 25.5 миллиона долларов только в прокате США. Фильм Кошмар на улице Вязов стал одним из самых популярных фильмов в жанре ужасов. А злодей фильма Фредди Крюгер стал одним из самых узнаваемых злодеев в истории кино. И критики, и Уэс Крейвен упоминали, что фильм обязан своим успехом «Хэллоуину» Джона Карпентера 1978 года, который оказал огромное влияние на появление длинной череды слэшеров и породил множество клише, встречающихся в малобюджетных фильмах ужасов 1980-х и 1990-х годов.

Предпосылка фильма – вопрос о том, где проходит граница между снами и реальностью. Злодей Фредди Крюгер таким образом существует в мире снов, но может убивать в реальном мире. Сиквелы оригинала продолжали размывать различие между сном и реальностью, прежде чем наконец бросили вызов границе между искусством и реальностью. Но давайте уже подробно рассмотрим, как снимали фильм Кошмар на улице Вязов.

Разработка

nightmare on elm street developementПроисхождение фильма «Кошмар на улице Вязов» может быть связано с детством режиссера Уэса Крэйвена. Основой фильма послужили несколько газетных статей, опубликованных в LA Times, о группе камбоджийских беженцев и их детях, которые сбежав в Америку от режима красных кхмеров Пола Пота, страдали от ужасных кошмаров, после чего отказывались спать. Следуя медицинским рекомендациям, их родители поощряли их к этому. Однако каждый из детей вскоре после второго сна умер во сне. Кроме того, однажды ночью юный Уэс Крэйвен увидел пожилого мужчину, идущего по тротуару за окном его дома. Мужчина остановился, чтобы взглянуть на испуганного Крэйвена, а затем ушел. Это послужило вдохновением для персонажа Фредди Крюгера.

Уэс Крэйвен также заявлял, что общая концепция фильма пришла к нему во время изучения восточных религий. Другие источники также приписывают вдохновение для фильма студенческому проекту 1968 года, выполненному студентами Крэйвена в Университете Кларксона. Студенческий фильм пародировал современные фильмы ужасов и был снят на улице Вязов в Потсдаме, штат Нью-Йорк. Также возможно по совпадению, канадский серийный убийца Питер Вудкок, который был заключен в тюрьму в 1957 году за убийство трех маленьких детей в Торонто, официально изменил свое имя на Дэвида Майкла Крюгера в 1982 году. Вудкок был отправлен в психиатрическую больницу, где совершил четвертое убийство. Однако Уэс Крэйвен не приписывал Вудкоку никакого вдохновения для Фредди Крюгера.

По словам Крэйвена, имя пришло из его детства. В школе над ним издевался ребенок по имени Фред Крюгер. И он назвал своего злодея соответственно. Кроме того, Крэйвен сделал то же самое в своем более раннем фильме «Последний дом слева» (1972). Там имя насильника было сокращено до «Круг». Внешность Крюгера он основал на другом детском опыте. Когда его напугал бездомный мужчина в очень характерном красно-зеленом свитере. Тот же цвет свитера он выбрал для своего злодея. Кроме того, было заявлено, что Крэйвен читал, что это были два самых трудноразличимых цвета для визуального восприятия вместе. Это является еще одной причиной, по которой он выбрал соответствующий цвет свитера.

Поп-песня 1970-х годов «Dream Weaver» Гэри Райта закрепила историю для Крэйвена, дав ему не только художественную основу для «отправной точки», но и синтезаторный рифф из саундтрека к «Улице Вязов». Изначально Фредди Крюгер должен был быть растлителем детей. Однако решение было изменено на то, что он является убийцей детей, чтобы избежать обвинений в эксплуатации серии широко освещаемых случаев растления детей, произошедших в Калифорнии примерно во время производства фильма.

Уэс Крейвен начал писать сценарий «Кошмара на улице Вязов» примерно в 1981 году, после того как закончил производство «Болотной твари» (1982). Он предлагал его нескольким студиям. Но все они отклонили его по разным причинам. Интересно, что первой студией, проявившей интерес, была Walt Disney Productions. Хотя они хотели, чтобы Уэс Крэйвен смягчил содержание, чтобы сделать его подходящим для детей и подростков. Уэс Крэйвен отказался и пошел дальше. Другим ранним претендентом была Paramount Pictures. Однако студии отказались от проекта из-за сходства «Кошмара на улице Вязов» с «Сновидением» (1984), фильмом, который они производили в то время.

Наконец молодая и независимая корпорация New Line Cinema, которая до этого момента только распространяла фильмы, а не производила свои собственные, дала проекту зеленый свет. Во время съемок сделка New Line Cinema по распространению фильма сорвалась, и в течение двух недель она не могла платить актерам и съемочной группе. Хотя New Line Cinema впоследствии сняла гораздо более крупные и прибыльные фильмы, «Кошмар на улице Вязов» занимает такое важное место в истории компании, что студию часто называют «Домом, который построил Фредди».

Съёмки

a nightmare on elm street filmingВо время съёмок для создания спецэффектов было использовано более 500 галлонов бутафорской крови. Для знаменитой сцены с кровавым гейзером кинематографисты использовали ту же вращающуюся декорацию комнаты, которая была использована для смерти Тины. Они установили декорацию вверх дном и прикрепили камеру так, чтобы казалось, что комната стоит правильно. А затем они вылили галлоны красной воды в комнату, из-за того, что обычная кинокровь не дала бы нужного эффекта для гейзера.

Сцена, где Нэнси подвергается нападению Фредди в своей ванне, была снята с помощью специальной ванны без дна. Ванна была помещена в декорацию ванной комнаты, которая была построена над бассейном. Во время подводной сцены Хизер Лангенкамп была заменена каскадёршей Кристиной Джонсон, которая также замужем за звукорежиссёром Чарльзом Белардинелли. «Тающая лестница», как видно во сне Нэнси, была создана с использованием блинной смеси.

Уэс Крэйвен изначально планировал, что у фильма будет более выразительный финал: Нэнси убивает Фредди, перестав в него верить, затем просыпается и обнаруживает, что всё, что произошло в фильме, было затянувшимся кошмаром. Однако руководитель New Line  Cinema Роберт Шэй потребовал неожиданный финал, в котором Фредди Крюгер исчезает, и весь фильм кажется сном. Только чтобы зрители обнаружили, что они смотрят сон-во-сне-во-сне, где Фредди Крюгер снова появляется в виде машины, которая «похищает» Нэнси. После чего Фредди Крюгер просовывает руку через окно на входной двери, чтобы затащить мать Нэнси внутрь.

Были сняты как счастливый финал, так и неожиданный финал. Но в окончательном фильме был использован неожиданный финал. В результате Уэс Крэйвен (который никогда не хотел, чтобы фильм стал продолжающейся франшизой) отказался от работы над первым сиквелом, «Месть Фредди» (1985). Производство завершилось в июле. И монтаж был ускорен до предела, чтобы подготовить фильм к ноябрьскому релизу.

Удаленные сцены

Из готового фильма были вырезаны сцены из-за хронометража и для получения рейтинга R. Были вырезаны сцены, где окровавленное тело Тины падает на кровать после ее смерти.  А также тело Глена, поднимающееся с кровати после его смерти. Также есть несколько сцен диалога между Нэнси и каждым из ее родителей, которые были вырезаны из-за хронометража. Некоторые из этих сцен можно увидеть на двухдисковом DVD-издании, выпущенном в 2006 году. Но только в документальном фильме, а не как отдельный бонус. Все эти сцены и многое другое можно увидеть на ограниченном VHS-издании, выпущенном в 1996 году. Но оно давно снято с производства.

Маркетинг

a nightmare on elm street marketingФильм показал умеренно хорошие коммерческие результаты при небольшом количестве рекламы, в основном полагаясь на сарафанное радио. Популярное издание Variety заявило, что фильм был «очень изобретательным фильмом ужасов, который обеспечивает необходимые потрясения, чтобы порадовать поклонников жанра». Однако распространенной критикой было то, что содержание и количество крови отталкивали от фильма.

С момента своего первоначального выпуска критики поощряли и хвалили способность фильма разрушать «границы между воображаемым и реальным», играя с восприятием аудитории. Некоторые историки кино интерпретировали эту доминирующую тему как социальный подтекст, «борьбу подростков в американском обществе» и их непреодолимую потребность противостоять «суровым реалиям жизни».

Фильм впервые вышел в 165 кинотеатрах США 9 ноября 1984 года и собрал 1,271,000 долларов США в первый уик-энд. В конечном итоге фильм заработал в общей сложности 25 миллионов долларов в американском прокате. Кроме того, он был выпущен в Европе, Китае, Канаде и Австралии. В начале 1985 года фильм был выпущен на рынке домашнего видео компанией Media Home Entertainment, а затем в формате лазердиска. Продажи и прокат были высокими, и фильм получил статус культовой классики. С тех пор он был выпущен на DVD, сначала в 2001 году, а затем снова в восстановленном специальном издании «Infinifilm» в 2006 году, содержащем различные специальные функции с участием Уэса Крэйвена, Хизер Лангенкамп, Джона Саксона и оператора.

С момента своего театрального дебюта фильм Кошмар на улице Вязов был удостоен различных выдающихся наград. В 2003 году Американский институт киноискусства присудил злодею фильма Фредди Крюгеру 40-е место в списке самых значимых героев и злодеев кино. Фильм также занял 17-е место в списке «100 самых страшных моментов кино».

В заключении

Фильм Кошмар на улице Вязов был выпущен в эпоху расцвета жанра слэшеров/ужасов. Он также знакомит мир с печально известным Фредди Крюгером. Обожженное лицо, полосатый свитер и фирменная перчатка до сих пор заполняют полки магазинов костюмов. А режиссер Уэс Крэйвен занял свое место среди величайших мастеров ужасов. Идея гениальна. Садистский персонаж, такой как Фредди Крюгер, который терроризирует подростков в их снах. Рано или поздно тебе придется заснуть, поэтому мысль о том, что дремота может быть смертельной, сама по себе является кошмаром.

Актерская игра оставляет желать лучшего, но чего вы ожидали? Хизер Лангенкамп играет лидера подростков, Нэнси. Аманда Уайсс играет ее лучшую подругу, Тину. Ник Корри играет Рода. Джонни Депп (в своем дебюте на большом экране) играет Глена. В ролях второго плана есть несколько других узнаваемых лиц из 80-х. Никто не выделяется. Но никто не является и полной обузой.  Роберт Инглунд получит свой голливудский прорыв в роли Фредди Крюгера. Фильм Кошмар на улице Вязов — это классический фильм ужасов, который по-прежнему актуален и сегодня.

Назад

Поделиться: