Как снимали фильм «Апокалипсис» Мела Гибсона
Во время выхода фильма Мела Гибсона «Апокалипсис», он стал настоящим хитом. Да и сейчас он считается одним из лучших фильмов в своем жанре. Давайте разберемся, как же снимали фильм «Апокалипсис», и как он смог добиться такой популярности.
За год до того, как снимали «Апокалипсис», Гибсон выпустил фильм «Страсти Христовы». Кинокартина вызвала глубокий интерес у евангелистов, да и просто у любителей кино. Фильм заработал невероятные 612 миллионов долларов при бюджете в 30 миллионов долларов. Гибсон каким-то образом заставил людей прийти на просмотр целого фильма на арамейском языке. Причем фильм был достаточно жесткий.
Как оказалось, «Апокалипсис» 2006 года может быть даже более дерзким фильмом, чем «Страсти Христовы». В нем нет встроенной религиозной аудитории, которая стекалась на эпопею Гибсона об Иисусе. Фильм полностью снят на древнем языке майя. В нем рассказывается история молодого человека Ягуара Лапы из племени майя. Он вынужден спасаться от преследования и попыток порабощения соседним агрессивным племенем. По сути половина фильма, это одна длинная сцена погони, когда Ягуар убегает от своих похитителей. Однако сначала зрители знакомятся с теплой, дружелюбной культурой главного героя и его сородичей, прежде чем они попадают в плен к соседнему племени мародеров.
Древняя культура майя
Похоже Мел Гибсон хотел показать культуру на грани краха. Отсюда и название «Апокалипсис». Культуру, настолько раздираемую насилием, несправедливостью, что она была не в состоянии противостоять натиску испанской колонизации. И неспроста фильм начинается цитатой историка Уилла Дюранта: «Великая цивилизация не завоевывается извне, пока не разрушит себя изнутри». Неудивительно, что многие посчитали, что в фильме несправедливо изображен народ майя. «Апокалипсис» усилил худшие стереотипы о примитивности и вырождении традиционной культуры коренных народов. Фильм изобразил древних майя злыми, кровожадными и аморальными. Фильм безусловно жестокий. В нем в большом количестве присутствуют сцены жестокости. В нем также показана практика глубокой бесчеловечности — от рабства до человеческих жертвоприношений.
Места съемок
Водопад Эйипантла, Мексика
Здесь, в районе Лос-Тукстлас в Веракрусе, снималась драматическая сцена, в которой Ягуар Лапа попадает в свою стихию, бросая вызов воинам майя, которые преследуют его после того, как он героически прыгает с водопада, спасаясь от плена.
Веракрус, Мексика
Пирамиды использованные для съемок фильма «Апокалипсис» не были настоящими. Они были построены декораторами в районе города Веракрус. Тем не менее, основное место съемок «Апокалипсиса» проводилось на настоящих древних руинах.
Эль-Петен, Гватемала
Снимали «Апокалипсис» и в Гватемале. «Эль-Петен является самым крупным департаментом Гватемалы. В нем расположено много заповедников и национальных парков. Именно здесь проходили съемки деревни майя и сцены погони в лесу.
Актеры и древний язык майя
Практические все актеры, задействованные в фильме были мексиканцами. И это неудивительно. Некая схожесть мексиканцев с древними майя определенно присутствует. По крайней мере какими мы себе представляем древних майя в подсознании. По сути они являются их потомками. Так как майя жили в том числе и на юге современной Мексики.
Режиссер Мел Гибсон вдохновился документальным фильмом о майя, представленным археологом Ричардом Д. Хансеном. Он же помогал Гибсону в консультациях, касательно народа майя, их истории и культуры. Но множество научных рецензий сходятся в том, что фильму не хватает исторической достоверности. Хотя факты о майя очень глубоко проработаны. Ведь у Гибсона было несколько консультантов, включая вышеупомянутого археолога Ричарда Хансена, а также несколько историков и антропологов. Так же следует отметить, что в фильме используется один из диалектов языка майя. Актерам пришлось изрядно потрудиться, чтобы выучить неизвестный им древний язык.
Многие были в восторге от возможности увидеть цивилизацию, которая редко попадает на экран. Но при этом некоторые утверждали, что различные эпохи цивилизации майя были смешаны. И что в частности человеческие жертвоприношения, показанные в фильме, в большей степени относятся к ацтекам чем к майя.
Костюмы
Многие специалисты признали, что декорации, грим и костюмы были точны до мельчайших деталей. Костюмы, украшения и реквизит изготавливались на складах и в мастерских в Веракрусе. Особое внимание уделялось к деталям татуировок, украшений, текстиля, головных уборов, знамен, щитов, оружия и керамики. Информацию брали из древних изображений, памятников, фресок и древних керамических бытовых изделий.
Костюмы были разработаны мексиканским дизайнером Майесом К. Рубео. Он также разработал костюмы к «Аватару» (2009), «Джону Картеру» (2012), «Мировой войне Z» (2013), «Варкрафту» (2016), «Тору: Рагнарёк» (2017) и «Кролику Джоджо» (2019). Визуально костюмы просто потрясающие. Они невероятно детализированы и в одной конкретной сцене демонстрируют сложнейшую культуру. Один из консультантов Гибсона сказал: «Большинство изображений майя, которые мы имеем, относятся к очень конкретному периоду времени, называемому «классическим» (250-900 гг. н.э.) Мы не знаем достаточно о том, как менялась одежда в течение времени. Вероятно, костюмы были основаны на позднем классическом искусстве майя. Но испанцы появились в более поздний постклассический период. Так что вряд ли они на 100% отражают тот период времени, который представлен в фильме».
Деревенские женщины изображены в основном в юбках и ожерельях из ракушек. Один из помощников Гибсона рассказал, что имеется очень мало изображений женщин майя. И обычно это элитные женщины. Поэтому нет четкого представления о том, что носили обычные женщины.
Декорации
Все становится наиболее интересным, когда Ягуара Лапу и нескольких его жителей захватывают в плен и привозят в большой город. Они оказываются на центральной площади, где происходят ритуальные жертвоприношения. Здесь можно увидеть всю сложность культуры майя и широкий спектр социальных классов.
Рабы обжигают известняк, чтобы покрыть пирамиды и храмы белой штукатуркой. Невольники проходят мимо кукурузных полей, где выращивают кукурузу, кабачки и другие культуры. На рынках можно увидеть индюков, а также игуан, ягуаров и других животных. Женщины ткут и красят ткани. Когда пленников ведут по городу, женщины выходят и обмазывают их синей краской, обозначая их статус пленников и жертв. Это также очень точно соответствует картинам майя и центральным мексиканским кодексам. Наконец, жители этого города майя гораздо богаче, чем знакомые нам сельские жители. На их одежде и лицах присутствуют разнообразные драгоценные камни.
Украшения
Украшения — один из самых заметных элементов. По словам художника по костюмам Рубео, «богатые майя всегда носили нефрит. Но из-за веса и дороговизны этого камня в костюмах и украшениях использовались деревянные бусины. Если их карамелизовать определенным образом, они выглядят как настоящие. Мы использовали янтарь и кораллы, которые были настоящими». Также известно, что майя растягивали уши и носили очень большие „ушные катушки“. Так что в фильме это выглядит вполне достоверно.
Татуировки
Татуировки также играют ключевую роль в определении облика фильма. Поскольку майя украшали свои лица и тела татуировками, Альдо Синьоретти, работавший над прической и гримом, решил, чтобы татуировки совпадали с цветом волос персонажей. Когда речь шла о богатых персонажах, Синьоретти иллюстрировал декаданс общества, подбирая цвет краски для тела и волос.
В заключении
И так, вот мы вкратце и рассмотрели, как снимали фильм «Апокалипсис». В целом возможно дизайнеры и режиссеры позволили себе некоторые вольности. Но они действительно провели тяжелую и глубокую работу. Они воплотили цивилизацию майя экране. Показали насколько сложной и продуманной она была. В то время как многие зрители могли бы изначально принять ее, как совсем примитивную.