Как снимали фильм «Интерстеллар»
«Интерстеллар» является эпическим научно-фантастическим фильмом 2014 года. Режиссер, сценарист и продюсер картины является Кристофер Нолан. Действие фильма происходит в антиутопическом будущем, где человечество охвачено катастрофическим бедствием и голодом. А группа астронавтов путешествует через червоточину вблизи Сатурна в поисках нового дома для человечества. Братья Кристофер и Джонатан Ноланы написали сценарий, который был разработан Джонатаном в 2007 году. Первоначально фильм должен был быть снят Стивеном Спилбергом. Кип Торн, физик-теоретик из Калифорнийского технологического института выступил исполнительным продюсером, научным консультантом и написал книгу «Наука Интерстеллара». Но давайте теперь разберемся, как же снимали фильм «Интерстеллар».
Разработка
Продюсер Линда Обст и физик-теоретик Кип Торн продумали сценарий «Интерстеллара». В июне 2006 года Спилберг и Paramount Pictures объявили о планах создания научно-фантастического фильма. Он должен был быть основан на восьмистраничном сценарии, написанном Обст и Торном. И они привлекли внимание Стивена Спилберга к режиссуре. Обст была назначена продюсером. К марту 2007 года Джонатан Нолан был нанят для написания сценария.
После того как в 2009 году Спилберг перевел свою производственную студию DreamWorks из Paramount в Walt Disney Studios, Paramount понадобился новый режиссер для «Интерстеллара». Джонатан Нолан рекомендовал своего брата Кристофера, который присоединился к проекту в 2012 году. Кристофер Нолан встретился с Торном, который в то время был назначен исполнительным продюсером. Они обсудили использование космического времени в сюжете. В январе 2013 года Paramount и Warner Bros. объявили, что Кристофер Нолан ведет переговоры о постановке «Интерстеллара». К марту следующего года Нолан был утвержден в качестве режиссера «Интерстеллара», который будет выпускаться под его лейблом Syncopy и Lynda Obst Productions. Для подготовки фильма Нолан посетил NASA и частную космическую программу SpaceX.
Финансирование
Warner Bros. добивалась от Paramount доли в производстве «Интерстеллара» Нолана. Warner Bros. согласилась предоставить Paramount право на софинансирование неопределенного фильма из списка. В августе 2013 года Legendary Pictures заключила соглашение с Warner Bros. о финансировании примерно 25% производства фильма. Несмотря на то, что Legendary не удалось продлить восьмилетнее производственное партнерство с Warner Bros., она согласилась отказаться от финансирования фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016) в обмен на долю в «Интерстелларе».
Написание сценария
Джонатан Нолан работал над сценарием четыре года. Для изучения научных аспектов он изучал теорию относительности в Калифорнийском технологическом институте. Он черпал вдохновение из научно-фантастических фильмов с апокалиптической тематикой. Таких как WALL-E (2008) и Аватар (2009). Его брат Кристофер работал над другими научно-фантастическими сценариями. Но решил взять сценарий „Интерстеллара“ и выбрать из огромного количества идей, представленных Джонатаном и Торном. Он выбрал то, что по его мнению, как режиссера, он сможет донести до зрителей. А затем он объединил это со сценарием, над которым работал много лет самостоятельно. Кристофер сохранил концепцию Джонатана о первом часе, действие которого происходит на истощенной ресурсами Земле в недалеком будущем. Сюжет был вдохновлен «Пыльной чашей», которая произошла в США во время Великой депрессии в 1930-х годах. Он пересмотрел остальную часть сценария, где вместо этого команда отправляется в космос.
Кастинг
Кристоферу Нолану нужен был актер, который смог бы воплотить в жизнь его видение главного героя. Это должен был быть универсальный человек, с которым зрители могли бы пережить эту историю. Он заинтересовался Мэттью МакКонахи. Он увидел его в ранней версии фильма «Мад» 2012 года. Нолан навестил МакКонахи во время съемок в сериале «Настоящий детектив». Энн Хэтэуэй была приглашена в дом Нолана, где она прочитала сценарий «Интерстеллара». В начале 2013 года оба актера получили роли. С Джессикой Честейн связались, когда она работала над «Мисс Джули» (2014) в Северной Ирландии, и передали ей сценарий. Первоначально Иррфан Хан был приглашен на роль доктора Манна, но отказался из-за конфликтов с расписанием. Мэтт Дэймон получил роль Манна в конце августа 2013 года.
Основной процесс съемок
Нолан снимал «Интерстеллар» на 35-миллиметровую пленку в анаморфотном формате Panavision и на 70-миллиметровую пленку IMAX. Для «Интерстеллара» было использовано больше камер IMAX, чем для любого из предыдущих фильмов Нолана. Чтобы свести к минимуму использование компьютерных изображений (CGI), Нолан построил практические локации Например такие, как интерьер космического шаттла. Ван Хойтема переоборудовал камеру IMAX для съемки интерьерных сцен с ручным управлением. Нолан, известный тем, что держит в секрете детали своих постановок, стремился обеспечить секретность и для «Интерстеллара».
Основные съемки фильма должны были продлиться четыре месяца. Они начались 6 августа 2013 года в провинции Альберта, Канада. Для сцены на кукурузном поле художник-постановщик Натан Кроули посадил кукурузу, которая будет уничтожена в сцене апокалиптической пыльной бури. Дополнительные сцены с пыльной бурей и персонажем МакКонахи также снимались в Форт-Маклеоде. Там гигантские облака пыли были созданы на месте с помощью больших вентиляторов. Они раздувалив воздухе синтетическую пыль на основе целлюлозы. Съемки в провинции продолжались до 9 сентября 2013 года. И в них были задействованы сотни статистов в дополнение к 130 членам съемочной группы. Большинство из них были местными жителями.
Съемки также проходили в Исландии. Она была выбрана для изображения двух внеземных планет. Одна покрыта льдом, другая — водой. Съемочная группа перевозила макеты космических кораблей. Съемки длились две недели. В течение этого времени над фильмом работала команда из примерно 350 человек, включая 130 местных жителей. Во время съемок водной сцены в Исландии, Хэтэуэй едва не получила переохлаждение, поскольку ее сухой костюм не был закреплен должным образом.
Дизайн производства
Основной космический корабль представляет собой круглую конструкцию, состоящую из 12 капсул. Они уложены в плоскую форму, имитирующую часы. Четыре капсулы с оборудованием для заселения планеты, четыре — с двигателями, и четыре с постоянными функциями кабины, медицинских лабораторий и жилья. Художник-постановщик Натан Кроули рассказал, что корабль был создан на основе Международной космической станции. В фильме представлены два робота, CASE и TARS, а также демонтированный третий робот, KIPP. Нолан хотел избежать создания антропоморфных роботов и выбрал шаблон на основе четырехугольного дизайна. Он сказал: «Это очень сложная философия дизайна. Она основана на математике. У вас есть четыре основных блока, которые можно соединить тремя способами. Таким образом у вас есть три комбинации, которым вы следуете. Но затем они подразделяются еще на три соединения. А все те места, где мы видим линии, могут подразделяться и дальше». Актер Билл Ирвин озвучивал и физически управлял обоими роботами. Но его изображение было удалено в цифровом формате.
Визуальные эффекты
Для работы над «Интерстелларом» была привлечена компания Double Negative. В «Интерстелларе» эффекты создавались сначала, и цифровые проекторы показывали их за актерами, а не перед зелеными экранами. Фильм содержал 850 кадров с визуальными эффектами в разрешении 5600 × 4000 линий. 150 кадров были созданы в камере с помощью цифровых проекторов, а еще 700 — в постпродакшне. Из них 620 были представлены в формате IMAX, а остальные — в анаморфотном.
Космические корабли были созданы с помощью миниатюрных эффектов Натаном Кроули в сотрудничестве с компанией New Deal Studios, а не с помощью компьютерных изображений. Так как Нолан посчитал, что они лучше всего подходят для создания осязаемого присутствия кораблей в космосе. Масштабные модели были напечатаны на 3D-принтере и вылеплены вручную. Модели кораблей были прикреплены к шестиосевому кардану на системе управления движением. Это позволило оператору манипулировать их движениями, которые снимались на фоне космического фона.
Научная точность
Что касается концепций червоточин и черных дыр, Кип Торн сказал, что он работал над уравнениями, которые позволили бы проследить лучи света, проходящие через червоточину или вокруг черной дыры. То есть то, что вы видите, основано на уравнениях общей теории относительности Эйнштейна. В самом начале процесса Торн сформулировал два правила: «Во-первых, ничто не должно нарушать установленные физические законы. Во-вторых, все дикие домыслы должны исходить из науки, а не из плодовитого ума сценариста». Нолан принял эти условия. В какой-то момент Торн две недели убеждал Нолана отказаться от персонажа, путешествующего быстрее света, прежде чем Нолан наконец сдался. По словам Торна, элемент, обладающий наибольшей степенью художественной свободы — это ледяные облака на одной из планет, которые они посещают. Структуры, которые выходят за пределы материальной прочности, которую может поддерживать лед.
Нил деГрасс Тайсон, астрофизик, исследовал научную подоплеку финала «Интерстеллара». Он пришел к выводу, что теоретически возможно взаимодействие с прошлым. И что мы не знаем, что находится в черной дыре. Физик-теоретик Мичио Каку высоко оценил фильм за его научную точность и сказал, что «Интерстеллар» может установить золотой стандарт для научно-фантастических фильмов на годы вперед. Тимоти Рейес, бывший инженер-программист НАСА, сказал, что Торн и Нолан отлично объяснили черные дыры, червоточины и использование гравитации.
Физик-математик Икджот Сингх Кохли защищал физику, использованную в фильме. В частности, он привел расчеты, в которых показал, что эффект замедления времени, вызванный вращающейся черной дырой в фильме, был действительно точным. Статья была написана вскоре после выхода фильма в ответ на ряд научных блогов, критиковавших физику фильма за неточности.
Червоточины и черные дыры
Для создания визуальных эффектов червоточины и вращающейся сверхмассивной черной дыры Торн сотрудничал с Франклином и командой из 30 человек в Double Negative. Он предоставлял инженерам страницы глубокомысленных теоретических уравнений. Затем они написали на основе этих уравнений новое программное обеспечение для CGI-рендеринга. В итоге удалось создать точную симуляцию гравитационного линзирования, вызванного этими явлениями. На рендеринг некоторых отдельных кадров ушло до 100 часов. В общей сложности 800 терабайт данных. Торн описал аккреционный диск черной дыры, как анемичный и с низкой температурой. Примерно как температура поверхности Солнца. Это позволило ему излучать заметный свет, но не достаточно гамма-излучения и рентгеновских лучей, чтобы угрожать близлежащим астронавтам и планетам. Полученные визуальные эффекты позволили Торну по-новому взглянуть на гравитационное линзирование и аккреционные диски, окружающие черные дыры. Это привело к публикации трех научных работ.
Нолан изначально был обеспокоен тем, что научно точное изображение черной дыры не будет визуально понятным для зрителей. Визуальное представление черной дыры в фильме не учитывает эффект Доплера, который, когда команда визуальных эффектов добавила его, привел к асимметрично освещенной черной и сине-черной дыре, цель которой, по мнению Нолана, зрители не поймут. В результате он был опущен в готовом продукте. Нолан счел готовый эффект понятным, если соблюдать последовательную перспективу камеры. По мнению Space.com, изображение того, как будет выглядеть червоточина, научно корректно. Вместо двухмерной дыры в пространстве она изображена в виде сферы, показывающей искаженный вид целевой галактики.
Звуковое оформление
Грегг Ландейкер и Гэри Риццо были звукорежиссерами фильма. Им было поручено сведение звука. А звуковой редактор Ричард Кинг руководил процессом. Кристофер Нолан стремился свести звук так, чтобы максимально использовать возможности кинотеатрального оборудования. Он уделял пристальное внимание проектированию звукового микса. Например акцентируя внимание на звуке нажатия кнопок в перчатках скафандра астронавта. На сайте студии указано, что фильм был смикширован для максимального усиления низких частот в основных каналах, а также в каналах сабвуфера. Нолан намеренно хотел, чтобы некоторые диалоги казались заглушенными окружающим шумом или музыкой. Из-за этого в некоторых кинотеатрах появились объявления, подчеркивающие, что этот эффект был намеренным, а не ошибкой оборудования.
Музыка
Ханс Циммер, создавший музыку к трилогии Нолана «Темный рыцарь», вернулся к работе над «Интерстелларом». Нолан решил не предоставлять Циммеру сценарий или какие-либо детали сюжета. А вместо этого дал ему одну страницу, на которой рассказывалась история отца, оставляющего своего ребенка на работе. Именно благодаря этой связи Циммер создал ранние стадии саундтрека «Интерстеллара». Позже Циммер и Нолан решили, что основным инструментом для партитуры станет четырехмануальный орган Harrison & Harrison 1926 года из лондонской церкви Темпл. Циммер провел 45 сессий работы над «Интерстелларом».
В заключении
Вот мы и рассмотрели, как снимали фильм «Интерстеллар». И хотя конечный результат возможно не является вершиной выдающейся карьеры Нолана, тем не менее он подтверждает статус ведущего автора блокбастеров в кинематографе. Режиссера, который может наложить печать своего уникального видения на каждый кадр гигантской командной работы в духе Спилберга, Кэмерона и Кубрика.