Как снимали первый фильм «Пираты Карибского моря»
«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины» — возможно один из величайших приключенческих фильмов 21 века. Вышедший на экраны в 2003 году, это была классическая приключенческая история с современным уклоном, культовыми персонажами и звездной игрой всего актерского состава. Фильм имел оглушительный успех. А вышедшие после него многочисленные сиквелы только подтверждают это. Но наверное многим было бы интересно узнать, а как снимали первый фильм «Пираты Карибского моря».
Производство фильма было хаотичным от начала и до конца. Вполне логично, что такой амбициозный проект, наполненный гигантским экшеном, не может похвастаться самыми легкими днями на съемочной площадке. Даже руководитель Disney Майкл Эйснер не верил в «Проклятие Черной жемчужины». Тем более, что этот жанр считался практически мертвым. Мало того, фильм был еще и адаптацией аттракциона для тематического парка. Изначально планировалось, что «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины» будет выпущен на DVD, как сиквел диснеевского мультфильма. Это показывает, насколько мало верила студия и ее тогдашний исполнительный директор Майкл Эйснер в этот проект. Да и к тому же еще малоизвестный режиссер Гор Вербински имел за своими плечами только более менее удачный фильм «Звонок».
Но давайте все таки уже конкретно разберемся, как же снимали первый фильм «Пираты Карибского моря».
Разработка
В 2001 году Disney поручил Теду Эллиотту и Терри Россио написать сценарий, в основу которого легла история, созданная руководителями Бригамом Тейлором, Майклом Хейнсом и Джошем Хармоном. В этой истории Уилл Тернер сыграл роль тюремного надзирателя. Он освобождает Воробья, чтобы спасти Элизабет, удерживаемую капитаном Черное Сердце ради выкупа. Студия не знала, выпускать ли фильм в прокат или на видео. Студия была заинтересована в Мэттью МакКонахи на роль Воробья из-за его сходства с Бертом Ланкастером, который вдохновил сценаристов на эту интерпретацию персонажа. Если бы они решили выпустить фильм на видео, то Кристофер Уокен или Кэри Элвес были бы их первыми кандидатурами.
Когда продюсер Джерри Брукхаймер присоединился к проекту, то отверг сценарий. Потому что это был «прямой пиратский фильм». Позже, в марте 2002 года, он привлек Эллиотта и Россио, которые предложили сделать сюжетом фильма сверхъестественное проклятие. В мае 2002 года режиссером «Пиратов Карибского моря» стал Гор Вербински. Его привлекла идея использовать современные технологии для возрождения жанра. Председатель компании Эйснер задался вопросом: «Почему это должно стоить так дорого?». Брукхаймер ответил: «Ваши конкуренты тратят 150 миллионов долларов». Имея в виду такие франшизы, как «Властелин колец» и «Матрица». Эйснер согласился.
Эйснер так же считал, что фильм неизбежно получит рейтинг PG-13. Это кстати стало первым релизом Disney с рейтингом PG-13. Эйснер боялся, что это отпугнет юных зрителей. Бюджет также был проблемой. Поскольку Эйснер не хотел выделять съемочной группе значительный бюджет, необходимый для создания фильма, который бы соответствовал конкурентам. Да и многие предполагали, что фильм о пиратах будет нелегкой работой, поскольку часть фильма придется снимать в открытом море. Будь то контролируемый водоем, как в «Бездне», или строительство декораций на берегу океана, как в «Водном мире». Съемки в воде часто вызывают постоянные неудобства, а часто и травмы. Еще одна сложность заключалась в том, что Кире Найтли во время съемок было 17 лет. Это означало, что ее мать должна была присутствовать на всех съемках.
Начало съемок
Однако когда дело дошло до съемок, океан оказался самой суровым испытанием. Местные жители с трепетом вспоминали, как снимали «Пираты Карибского моря» у океана. Кира Найтли и ее мать застряли на рифе и пробыли там почти час, прежде чем их спасли. На съемочной площадке людей мучила сильная морская болезнь. А лекарства для ее устранения вызывали сильную сонливость.
Съемочный график фильма был настолько плотным, что съемочной группе приходилось постоянно снимать, чтобы уложиться в график. Это привело к множеству ошибок, которые люди, казалось не замечали. Например члены съемочной группы были видны в кадре. Финальный продукт был закончен всего за четыре месяца до премьеры. Гор Вербински по слухам выстраивал 18-часовые дни для монтажа. Это было испытание на выносливость, но в конце концов оно оправдалось. Никто серьезно не пострадал, фильм был выпущен вовремя и стал массовым хитом.
Большинство актеров использовали протезы и контактные линзы. У Деппа были контактные линзы, выполняющие роль солнцезащитных очков. А Раш и Ли Аренберг носили притупленные контактные линзы, придающие зловещий вид их персонажам. Кроме того их гнилые зубы и цинготная кожа были нарисованы краской. Хотя у Деппа были золотые зубы, которые он забыл удалить после съемок. Депп также использовал настоящий пистолет, изготовленный в 1760 году в Лондоне.
Места съемок и декорации
В качестве основного места съемок кинематографисты выбрали Сент-Винсент. Так как там находился самый тихий пляж. А для Порт-Ройала и Тортуги построили три пирса и задник. Самыми важными для фильма были три корабля: «Черная жемчужина», «Бесстрашный» и «Перехватчик». По бюджетным соображениям корабли были построены в доках. И только шесть дней были проведены в открытом море для битвы между «Черной жемчужиной» и «Перехватчиком». Корабли были построены на баржах, а отделку конструкций выполнили с помощью компьютерной графики. «Черная жемчужина» была построена на отдельной сцене, чтобы управлять туманом и освещением.
Съемочная группа потратила пять месяцев на создание пещеры, в которой Барбосса и команда «Черной жемчужины» пытаются обратить вспять свое проклятие. Только на создание такого большого количества монет и прочих сокровищ ушло несколько недель. Команда также построила крепость Порт-Ройал в Ранчо Палос Вердес, Калифорния. А дворец губернатора Свона — на Манхэттен-Бич. Все это вылилось съемочной группе в серьезную копеечку.
Костюм Джека Воробья
Пенни Роуз была художником по костюмам для всех фильмов франшизы. Создание костюма Джека Воробья было очень совместным процессом Пенни Роуз и Джонни Деппа. Главной частью процесса была часовая примерка. Роуз предоставила десятки вариантов каждой детали костюма Джека. А Депп выбрал то, что, по его мнению, лучше всего подходило его персонажу. И при необходимости сделал указания по переделке. Депп тщательно подбирал каждый из аксессуаров Джека, учитывая историю персонажа. Например, Джек носит кусок испанского кружева, повязанный на запястье. Он должен быть трофеем, взятым у женщины, с которой он когда-то спал. Это относится и к многочисленным кольцам Джека. Одно из них создано по образцу колец, которые носили испанские вдовы. Другое кольцо создано по образцу настоящего греко-римского перстня, принадлежащего другу Джонни. У него также есть нефритовое кольцо с драконом. Оно сделано во время одного из его многочисленных визитов в Сингапур.
Дред-локоны Джека с маленькими локонами были полностью идеей Деппа. Она была основана на прическе его хорошего друга Кита Ричардса. Он постоянно ввязывал в волосы сувениры из своих путешествий. Эти аксессуары для волос также были отобраны Деппом вручную с учетом различных историй. Двумя особенно любимыми украшениями Деппа стали длинная берцовая кость северного оленя и красивый голубой кристалл. Даже шляпа Джека была выбрана Деппом вручную. В конце примерки Пенни Роуз подарила ему несколько шляп, и Депп сразу же выбрал ту, что была в фильме.
Музыка
Вербински руководил работой над партитурой вместе с Клаусом Бадельтом и Хансом Циммером. Они возглавили 15 композиторов, чтобы быстро закончить работу над партитурой.
Композитор Алан Сильвестри был первоначально нанят для написания партитуры к фильму «Проклятие Черной жемчужины». Однако из-за творческих разногласий между продюсером Джерри Брукхаймером и ним Сильвестри покинул проект. Гор Вербински попросил Ханса Циммера, с которым он работал над «Звонком», принять участие в работе. Циммер отказался от основной части композиторской работы, так как был занят созданием фильма «Последний самурай». В результате он направил Вербински к Клаусу Бадельту, относительно новому композитору.
Однако в итоге Циммер в сотрудничестве с Бадельтом написал большинство основных тем партитуры. По словам Циммера, большинство мелодий он написал за одну ночь. Так как график был очень плотным, а музыка для фильма была нужна за три недели, семь других композиторов были призваны помочь с оркестровкой музыки и написанием дополнительных реплик. Партитура была записана с группой музыкантов под названием Hollywood Studio Symphony в течение четырех дней. Для альбома саундтреков было выпущено 43 минуты музыки.
Аттракцион в Диснейленде
В фильме «Проклятие Черной жемчужины» есть множество отсылок к диснейлендскому аттракциону, на котором он был основан. Вот некоторые из них:
- Сцена в тюрьме, включая реплику Джека «Эта собака никогда не сдвинется с места», и его попытку соблазнить ее костью в дальнейшем.
- Сцена «горящего города» на Тортуге, а также рыжеволосая проститутка (Скарлетт). Человек, которого окунают в колодец, пират, пьющий ром на двух шатающихся бочках, и «чучело пирата», пьющее ром, вытекающий из бочки. А также первоначальное обнаружение Джеком того, что Гиббс спит со свиньями.
- Фраза «Мертвецы не рассказывают сказок», произнесенная попугаем Коттона, повторяется на протяжении всего аттракциона.
- Быстрый кадр скелета, распростертого на пляже Исла-де-Муэрта, с крабом рядом.
- Скелет Барбоссы пьет вино, которое просачивается сквозь его обнаженную грудную клетку.
- В аттракционе есть отсылки к проклятым сокровищам. Старые пираты говорят о проклятых сокровищах и о том, что вы, вероятно, не верите в них. А также строчка «Кто знает, когда это злое проклятие поразит жадных созерцателей этого заколдованного сокровища».
- Часть территории аттракциона называется «Порт-Ройал».
- Череп, изображенный на логотипе фильма так же позаимствован у диснеевского аттракциона.
Благодаря успеху фильма в диснеевский аттракцион были добавлены аниматронные персонажи Джека Воробья и Гектора Барбоссы. Новый аттракцион открылся 7 июля 2006 года, в день выхода фильма «Сундук мертвеца». И еще интересный факт: в отличие от других фильмов этой франшизы, логотипы Walt Disney Pictures и Jerry Bruckheimer появляются в конце фильма, а не в начале.