Как снимали трилогию Питера Джексона «Хоббит»
«Хоббит» — трехсерийная экранизация одноименного классического приключенческого романа Дж.Р.Р. Толкиена в жанре фэнтези, снятая режиссером Питером Джексоном. Серия фильмов является приквелом к трилогии Джексона «Властелин колец». Действие трилогии «Хоббит» происходит за 60 лет до того, как Фродо отправился в свое эпическое путешествие. А использование Питером Джексоном потрясающих новозеландских пейзажей делает фильмы еще более чарующими. Они рассказывают о приключениях одноименного хоббита Бильбо Бэггинса с волшебником Гэндальфом и компанией гномов, отвоевавших у дракона Смауга свой бывший горный дом и его сокровища.
Гильермо дель Торо был первоначально подписан на роль режиссера, но из-за различных задержек и конфликтов с графиком объявил, что не сможет снять фильм. Позже эту должность занял Питер Джексон, режиссер фильмов «Властелин колец». Изначально фильм планировался как двухсерийная экранизация, но в итоге стал трилогией. Но давайте уже конкретно разберем, как же снимали серию фильмов «Хоббит».
Разработка
В 1995 году Джексон хотел адаптировать «Властелина колец», но его партнер Фрэн Уолш предложила начать с «Хоббита». Джексон к тому времени его еще не читал. Джексон предложил компании Miramax снять «Хоббита», а после этого — два фильма «Властелин колец». Продюсер Харви Вайнштейн был полон энтузиазма, но не смог получить права на «Хоббита». Джексон к тому времени уже прочитал «Хоббита» и даже велел Ричарду Тейлору приступить к его созданию до того, как будет принято решение о продолжении «Властелина колец».
Когда «Властелин колец» был поставлен на конвейер, права на «Хоббита» снова оказались недоступны. Но Джексон сказал: «New Line обязательно снимет „Хоббита“, если «Властелин колец» будет успешным». Джексон и его соавторы не могли удержаться от того, чтобы не вставить отсылки к «Хоббиту» во «Властелин колец». Однако во время подготовки к работе над «Властелином колец» Джексон выразил мнение, что «на самом деле адаптировать фильм будет сложнее, чем „Властелина колец“. Он ссылался на тон, отсутствие развития персонажей и размер гномьего ансамбля.
18 декабря 2007 года было объявлено, что Джексон станет исполнительным продюсером «Хоббита» и его продолжения. Предполагалось, что съемки этих фильмов начнутся в 2009 году и выйдут в декабре 2010 и декабре 2011 года соответственно. Также было объявлено, что New Line и MGM будут совместно финансировать фильмы. Джексон начал углубляться в историю, как представленную в «Хоббите», так и в приложениях к «Властелину колец». Он отмечал, что «один из недостатков „Хоббита“ в том, что он относительно легкий по сравнению с „Властелином колец“. Там есть много частей, в которых такой персонаж, как Гэндальф, исчезает на некоторое время.
Участие Гильермо Дель Торо
Джексон хотел, чтобы режиссером стал Гильермо Дель Торо. Он в апреле 2008 года подписал контракт на режиссуру картин. Предполагалось, что после окончания работы над «Хеллбоем II: Золотой армией» он переедет в Новую Зеландию на четыре года. Чтобы вместе с Джексоном и командами WETA и Wingnut Films разрабатывать трилогию.
Подготовка к съемкам началась в августе 2008 года. Сценарии написали дель Торо, Джексон, Уолш и Филиппа Бойенс. От идеи «моста» отказались в пользу разделения «Хоббита» на две части. Они рассматривали возможность закончить первый фильм прибытием к Скрытой двери. Но это привело бы к тому, что первый фильм оказался бы «чрезвычайно длинным». Завершение работы над набросками и обработкой сюжета закончилось в марте 2009 года.
Позже Дель Торо встретился с Иэном МакКелленом, Энди Серкисом и Хьюго Уивингом, которые надеялись повторить свои роли Гэндальфа, Голлума и Элронда соответственно. Дель Торо также встретился с художниками по концептам Джоном Хоу и Аланом Ли. А Также главой компании Weta Workshop Ричардом Тейлором, гримером Джино Асеведо и композитором Говардом Шором. Он хотел сохранить преемственность с предыдущими фильмами. Дель Торо также нанял художников по комиксам, чтобы они дополнили стиль Хау и Ли в работе над трилогией. Каждый гном должен был выглядеть не так, как остальные. Weta Workshop уже начала создавать доспехи для Торина, из шлема которого выходили рога. Дель Торо хотел изменить дизайн гоблинов и варгов. А пауки Мирквуда также выглядели бы иначе, чем Шелоб.
Дель Торо также хотел, чтобы животные заговорили, чтобы речь Смауга не была неуместной. Хотя он объяснил, что изображать говорящих животных нужно скорее для того, чтобы показать, что другие персонажи могут их понимать. У Смауга не будет «симулянтского рта», чтобы добиться сомнительной синхронности губ. Дель Торо заявил, что Смауг станет первым начатым дизайном персонажа и последним, который будет утвержден.
Уход Гильермо Дель Торо
В 2010 году Дель Торо покинул проект из-за постоянных задержек. 28 мая на пресс-конференции он объяснил, что из-за финансовых проблем MGM проект «Хоббит» на тот момент не был официально одобрен. В Интернете начали появляться сообщения о возможных режиссерах. Очевидно, студии хотели заполучить Джексона. Но он не хотел брать на себя бразды правления. Однако этот инцидент вызвал негативную реакцию со стороны многих фанатов «Хоббита». Они также пытались заставить студию продать права Warner Brothers. 27 июля дель Торо ответил разгневанным фанатам, заявив: «Это была не только MGM. Это очень сложные фильмы, экономически и политически». Однако некоторые фанаты все равно остались недовольны кризисом студии.
25 июня 2010 года Джексон объявил, что вероятно станет режиссером «двух частей фильмов о Хоббите». Он вел переговоры с MGM и Warner Brothers о том, чтобы начать съемки в конце 2010 года. Однако у них все еще не было зеленого света. Им было трудно найти актеров без режиссера. В октябре 2010 года фильм наконец-то получил зеленый свет на начало производства. И Питер Джексон стал не только сценаристом и продюсером, но и режиссером. Между Джексоном, MGM и Warner Brothers было заключено соглашение. Согласно ему, съемки начнутся примерно в феврале 2011 года. А бюджет двух фильмов составит 500 000 000 долларов.
Кастинг
Джексон встретился с Йеном Холмом, чтобы попросить его ненадолго повторить роль старого Бильбо. Актер сказал ему, что у него болезнь Паркинсона. Но в итоге согласился на небольшой эпизод съемок. Хотя Сильвестр Маккой оставался единственным вариантом на роль Радагаста, они провели прослушивание просто чтобы посмотреть, кто там есть. И увидели Джона Каллена, которого потом еще раз пробовали на роль гнома. В итоге выбрали его на роль Оина. Было подтверждено, что сэр Иэн МакКеллен вновь исполнит роль Гэндальфа Серого. Кристофер Ли, сыгравший Сарумана в фильмах Джексона, сказал, что хотел бы показать, как Саурон совратил волшебника. Но в его возрасте ему было бы неудобно лететь в Новую Зеландию. Однако позже было подтверждено, что он действительно повторит свою роль Сарумана. А его съемки будут проходить в Великобритании. Ли также рассматривал идею озвучить Смауга. Но Джексон получил запись прослушивания Бенедикта Камбербэтча и выбрал его.
На роль Торина пробовалось несколько актеров. Ричард Армитидж был самым молодым. Несмотря на то, что остальные были намного старше, прослушивание Армитиджа абсолютно устроило Джексона. В итоге они утвердили его на эту роль. Остальные гномы были отобраны путем первого прослушивания. Марк Хэдлоу проходил прослушивание на несколько ролей, прежде чем его успешно выбрали на роль Дори. Стивен Хантер был выбран на роль Бомбура. На роль Глоина рассматривали Билла Бейли, но выбрали Питера Хэмбелтона. Эйдан Тернер пробовался на роль Галиона, но был выбран на роль Кили. На роль Фили был приглашен Роб Казински. Но ему пришлось уйти из-за «проблем со здоровьем». Кен Стотт был их первым выбором на роль Балина, хотя после пробы на роль Двалина они также пригласили Грэма МакТавиша и рассматривали кандидатуру Питера Муллана. Билли Конноли, еще один претендент на роль Гимли, был предложен на роль Даина.
Увидев его в «Падении», Джексон захотел видеть Ли Пейса в роли Трандуила. Они уже встречались с Эванджелин Лилли, и она с самого начала пришла на ум в роли Тауриэль, но она подумывала уйти из актерской профессии, к тому же только что родила и была прикована к постели. Джексон рассматривал кандидатуру Евы Грин, но в итоге выбрал Лилли, которая согласилась. Орландо Блум в шутку попросил Джексона сыграть эпизодическую роль, после чего ему было предложено вернуться на роль.
Во время прочтения сценария Уильям Кирчер и другие участники были приглашены на роль троллей. И в итоге было решено, что они будут озвучивать трех троллей. Для роли Азога был приглашен Ману Беннет. Он известен по сериалу «Спартак», где сыграл Крикса.
Дизайн
Джексон просмотрел все работы, оставшиеся от Дель Торо. Он решил, что не сможет «выдать себя» за дель Торо. Джексон решил переделать фильм, но сохранил некоторые идеи, указав на Лейктаун, как на близкую к Дель Торо интерпертацию. Мирквуд был основан на концепции Дель Торо — искусственный, ярко окрашенный лес. Доспехи Торина, созданные Дель Торо, просуществовали некоторое время. Но затем были заменены на дизайн с мотивом ворона.
Эребор был спроектирован по геометрическому образцу, созданному для гномов в «Братстве кольца». А зеленый цвет был выбран по мотивам нефрита, учитывая расположение горы на северо-востоке Средиземья. Некоторые из идей Дель Торо по созданию «стимпанковского» Эребора были использованы для кузниц, которые мелькали в «Нежданном путешествии». А затем они были добавлены в кульминацию «Пустоши Смауга». Ранний дизайн Смауга, созданный Дель Торо, использовался в качестве временной основы. Но позже Джексон остановился на скульптуре Джейми Бесварика. Смауг был спроектирован, но не доработан до завершения первого фильма. И при доработке дизайна в феврале 2012 года было решено, что у него должно быть только две задние лапы вместо четырех.
Некоторые проекты были взяты из «Властелина колец». Когда в 1998 году Джону Хоу впервые поручили спроектировать комнаты для Бэг-Энда, он разработал дизайн кладовой и столовой. Причем последняя была построена, но никогда не показывалась. Обе комнаты были включены в сценарий и показаны в «Нежданном путешествии». Зал Белого Совета в Ривенделле был основан на зале, предназначенном для Совета Элронда.
Производство
Основные съемки начались 21 марта 2011 года в Веллингтоне, Новая Зеландия. Съемки были разделены на три блока. А время между ними использовалось для разведки новых локаций, утверждения дизайна и просмотра отснятого материала.
Первый блок
Съемки начались на студии Веллингтон Стоун Стрит с кадра, где Бильбо рассматривает грибы, провалившись в пещеру Голлума. Было решено начать съемки с этих сцен, чтобы завершить работу над костюмами гномов. Энди Серкис, играющий Голлума разбрызгивал воду, что привело к поломке нескольких камер, использовавшихся для съемки его мимики. Затем они перешли к съемкам гномов в Бэг-Энде. В этих сценах использовался соответствующий зеленый экран с камерой. Это позволило Иэну МакКеллену появиться в масштабе Гэндальфа на мониторе. МакКеллену было очень неудобно выступать без наушника, но Джексон заверил его, что так будет не всегда. Для съемок следующих сцен Джексон восстановил оригинальные декорации Ривенделла, украсив их золотыми бликами. К этому времени гномов попросили носить тяжелые ранцы в дополнение к их и без того тяжелым костюмам.
Второй блок
Второй блок съемок в Новой Зеландии начался в конце августа и завершился в декабре 2011 года. Он включал в себя концентрированные натурные съемки. В том числе Хоббитона, ранней версии входа в Мирквуд и Эребор. В этом блоке начались съемки «Эльфов». Джексон, Уолш и Бойенс рассматривали возможность дальнейшего развития любовной истории Тауриэль, снимая версию ее встречи с Кили.
Третий блок
Третий блок съемок начался в 2012 году и продлился до 6 июля 2012 года, после 266 съемочных дней. В начале блока над Смаугом и Некромантом работал Бенедикт Камбербэтч. Ману Беннет был приглашен для съемок Азога на сцене с захватом движения. Были отсняты ранние кадры Битвы Пяти Армий. А так же сражения на улицах Дейла и ранние кадры гномов Железных Холмов. Но Джексон был недоволен этими частями сценария, а раскадровки битвы еще не были завершены. И было решено отложить основную часть работы над битвой до съемок второго фильма в 2013 году. Большая часть пролога Эребора была снята в последние дни съемок. А похороны Торина — в последний день.
Примерно 24 июня 2012 года Джексон и его соавторы увидели черновой вариант двух фильмов в их нынешнем виде. В структурном плане было не совсем правильно, где заканчивается один и начинается другой. «Что если это будет трилогия?» спросил Джексон. На основе сценариев они начали писать обработку, которая превратила фильмы в трилогию. Когда съемки закончились, исполнительные продюсеры приехали в Новую Зеландию, чтобы поздравить режиссеров, которые затем представили им свою версию. Затем они объявили об этом публике, заявив: «Мы поняли, что богатство истории „Хоббита“, а также некоторых связанных с ним материалов в приложениях к „Властелину колец“, породило простой вопрос: Расскажем ли мы больше истории? И с нашей точки зрения, как кинематографистов и фанатов, ответ был безоговорочным «да»».
Монтаж
Для монтажа первого фильма в 2012 году было запланировано две недели съемок. Во время съемок были сделаны различные вставки. В том числе Бильбо достает Жало из ножен после вдохновляющих слов Гэндальфа. Бильбо и Торин подслушивают спор Гэндальфа и Элронда. Два эпизода были добавлены к сценам на Высоком перевале: сначала Бильбо падает с уступа и его спасает Торин, который ворчит, что Хоббиту «не следовало приходить». А затем сцена между Бильбо и Бофуром прямо перед открытием гоблинской двери-ловушки. Также было добавлено несколько быстрых вставок с Азогом, включая короткую сцену на Уэзертопе. И новые дубли нескольких кадров, включая первую встречу гоблинов с Оркристом и финальное примирение Торина и Бильбо.
В 2012 году Джексон заявил, что съемки 2013 года будут в основном для третьего фильма, а не для второго. На тот момент фильм назывался «Туда и обратно» и должен был выйти в июле 2014 года. Но был перенесен на декабрь 2014 года. Джексон убедил Warners изменить название на «Хоббит: Битва пяти воинств». Несмотря на то, что Warners заявили, что фильмы со словом „битва“ в названии не очень хорошо идут в прокате.
Увидев кадры различных сцен, в которых Кили и Леголас смотрят друг на друга, создатели фильма решили добавить вставку, где Трандуил говорит Тауриэль, что Леголас «очень полюбил» ее. Также были сняты сцены в Гундабаде, заменившие раннюю версию. В которой именно Гэндальф, скачущий на восток за Некромантом, должен был обнаружить вторую армию.
Съемки Битвы пяти воинств включали противостояние Тауриэль и Трандуила и различные сцены в Равенхилле. Кульминацией в итоге стал поединок Торина с Азогом и его последующая смерть. Ранее Равенхилл рассматривался как сцена для некоторых боевых действий. Но только после написания сценария было решено провести кульминацию фильма именно там. В течение 2014 года Джексон продолжал снимать материал с захватом движения для референса. В основном для создания толпы, необходимой для батальных сцен.
Музыка
Говард Шор, написавший музыку к трилогии «Властелин колец» вернулся к сотрудничеству с Джексоном. Он начал разрабатывать темы еще «без картинок». И написал музыку для тизер-трейлера фильма. Позже у Шора появилась возможность просмотреть черновой вариант фильма, состоящий из двух фильмов. И он уже разработал темы для событий и персонажей, которые в итоге не появятся до «Пустоши Смауга».
Для второго и третьего фильма было решено, что Шор будет работать с Джеймсом Сизмором и Конрадом Поупом, чтобы партитура могла быть записана в Новой Зеландии. Шор делал наброски музыки, Сизмор создавал синтезаторные макеты, а Поуп на их основе делал оркестровку и затем дирижировал Новозеландским симфоническим оркестром. Шор поддерживал с ними связь на протяжении всего времени. И даже перезаписал несколько фрагментов после того, как тема Смауга была оркестрована с высокими трубами, заставляющими «Смауга звучать как злодей Джеймса Бонда».
В заключении
Вот мы и рассмотрели, как снимали трилогию «Хоббит». Конечно трилогия не дотягивает до уровня «Властелина колец». Но все же является высококачественным продуктом, все также передающим всю квинтэссенцию мира Толкина. Ведь трансформировать относительно небольшую книгу в такую масштабную трилогию — дорогого стоит.