Как снимали трилогию Питера Джексона «Властелин колец»

Как снимали Властелин колец

Серия фильмов «Властелин колец» состоит из трех эпических приключенческих фильмов в жанре фэнтези. Они сняты режиссером Питером Джексоном по мотивам одноименного романа Дж. Р. Р. Толкиена. Трилогия является совместным новозеландско-американским проектом.

Действие трех фильмов происходит в Средиземье. Хоббит Фродо Бэггинс вместе с Братством отправляется на поиски Единого Кольца, чтобы уничтожить Темного Властелина Саурона. Но Братство распадается, и Фродо продолжает поиски вместе со своим верным спутником Сэмом и коварным Голлумом. Тем временем волшебник Гэндальф и Арагорн, наследник Гондора в изгнании, объединяют и сплачивают свободные народы Средиземья в нескольких битвах, кульминацией которых становится Война Кольца.

Трилогия вошла в число самых кассовых фильмов всех времен. Они получили признание критиков, завоевав в общей сложности 17 премий «Оскар». А также получили широкую известность благодаря актерскому составу и инновационным практическим и цифровым спецэффектам. Разработка фильмов началась в августе 1997 года. Все три фильма снимались одновременно и полностью в родной Новой Зеландии с октября 1999 по декабрь 2000 года, а съемки проходили с 2001 по 2004 год.

Ну а теперь давайте конкретно разберемся, как же снимали трилогию «Властелин колец».

Разработка

Режиссер Питер Джексон впервые познакомился с «Властелином колец», когда увидел анимационный фильм Ральфа Бакши «Властелин колец» 1978 года. Джексону «понравился фильм и после этого он прочитал связанное с ним издание книги. Питеру Джексону тогда было всего семнадцать лет.

В 1995 году Джексон заканчивал работу над «Страшилами» и рассматривал «Властелина колец» в качестве нового проекта. Он сильно удивлялся, почему никто больше не делает ничего в этом направлении. Учитывая новые достижения в области компьютерной графики после «Парка Юрского периода» 1993 года, Джексон начал планировать, как можно экранизировать «Властелин колец». К октябрю он и его партнер Фрэн Уолш объединились с боссом Miramax Харви Вайнштейном, чтобы договориться с Солом Заенцем, который владел правами на книгу с начала 1970-х годов. Джексон и Уолш предложили экранизацию «Хоббита» и два фильма по мотивам «Властелина колец». Переговоры зашли в тупик, когда студия Universal предложила Джексону ремейк «Кинг-Конга» (1933). Вайнштейн был в ярости. Возникли новые проблемы, когда выяснилось, что у Заентца нет прав на дистрибуцию «Хоббита». А у компании United Artists, которая была на рынке, есть. К апрелю 1996 года вопрос с правами так и не был решен.

Джексон решил продолжить работу над «Кинг-Конгом» до начала съемок «Властелина колец». Это побудило Universal заключить сделку с Miramax, чтобы получать иностранные доходы от «Властелина колец», а Miramax — иностранные доходы от «Кинг-Конга». Также стало известно, что Джексон изначально хотел закончить «Кинг-Конга» до начала съемок «Властелина колец». Но из-за проблем с местом съемок он решил начать с франшизы «Властелин колец».

Компания Universal отменила «Кинг-Конга» в 1997 году. Тогда Джексон и Уолш сразу же получили поддержку от Вайнштейна и начали процесс оформления прав. Джексон и Уолш начали перечитывать роман. Через два-три месяца они написали свой вариант. Они представили свой вариант Харви и Бобу Вайнштейнам, на последнего из которых они хотели произвести впечатление своим сценарием, поскольку он не читал книгу. Они договорились о двух фильмах и общем бюджете в 75 миллионов долларов.

Сценарий

Как снимали трилогию Питера Джексона "Властелин колец"В середине 1997 года Джексон и Уолш начали писать сценарий вместе со Стивеном Синклером. Партнер Синклера, Филиппа Бойенс, была большой поклонницей книги и присоединилась к команде сценаристов, прочитав их обращение. Написание двух сценариев фильма заняло около 13-14 месяцев. Материалы составили 147 и 144 страницы соответственно. Синклер покинул проект из-за театральных обязательств.

Неприятности начались, когда представитель компании Miramax Марти Катц был отправлен в Новую Зеландию. Проведя там четыре месяца, он сообщил Miramax, что стоимость фильма, скорее всего, составит 150 миллионов долларов. Так как Miramax не могла финансировать его, а 15 миллионов долларов уже были потрачены, они решили объединить два фильма в один. 17 июня 1998 года Боб Вайнштейн представил вариант одной двухчасовой киноверсии книги. Он предложил вырезать немалую часть основных действий книги. Расстроенный идеей «вырезать половину хорошего», Джексон отказался. Джексон в течение четырех недель ездил по Голливуду, показывая получасовое видео о своей работе. Затем он встретился с Марком Ордески из New Line Cinema. В New Line Cinema посмотрели видео, а затем спросили, почему они снимают два фильма, когда книга была опубликована в виде трех томов. Теперь Джексон, Уолш и Бойенс должны были написать три новых сценария.

Расширение до трех фильмов дало гораздо больше творческой свободы. Хотя Джексону, Уолшу и Бойенсу и пришлось соответствующим образом перестроить свой сценарий. Джексон придерживается более хронологического подхода к сюжету, чем Толкиен. Основное внимание уделяется поискам Фродо, а Арагорн — основному подсюжету. Многие эпизоды (например, Том Бомбадил), не имеющие прямого отношения к этим двум сюжетам, были опущены. Наряду с новыми эпизодами, в фильме также расширены элементы, которые Толкиен оставлял неоднозначными, например битвы и существа. Во время съемок сценарии продолжали развиваться. В том числе благодаря вкладу актеров, которые хотели глубже раскрыть своих персонажей. Наиболее заметным среди этих переработок был персонаж Арвен. Она изначально планировалась как принцесса-воин. Но позже была возвращена к своему книжному аналогу, который остается физически неактивным в истории.

Начало съемок

Съемки серии фильмов «Властелин колец» начались в августе 1997 года. Питер Джексон требовал полной реалистичности и правдоподобности в своем видении Средиземья. Он нанял компанию Weta Workshop для создания различных доспехов, оружия, протезов и существ, встречающихся в трилогии. А также состаренных костюмов и декораций с историческим уклоном.

Джексон начал раскадровку трилогии вместе с Кристианом Риверсом в августе 1997 года. Фактически команда создала грубую черно-белую двухмерную версию фильма. Джексон показывал фрагменты «анимированных» раскадровок (отснятые изображения с голосами и временным саундтреком), чтобы дать потенциальным актерам представление о стиле фильма.

Художественное оформление

Как снимали трилогию Питера Джексона "Властелин колец"Работа над дизайном трилогии началась в августе 1997 года во время раскадровки. В ноябре 1997 года к проекту присоединились известные толкиеновские иллюстраторы Алан Ли и Джон Хоу. До этого момента концепт-художники в своих работах в основном ориентировались на вселенную настольной игры Dungeons & Dragons. Сам Джексон хотел придать фэнтези мрачный реализм и историческую достоверность.

Ли работал над проектами архитектуры. Первым была Хельмова Падь, а также эльфийские королевства, Мория, Эдорас и Минас-Тирит. Хотя Хау в основном разрабатывал доспехи и силы зла, он внес свой вклад в дизайн Бэг-Энда, Минас-Моргула, Цирит-Унгола и Барад-Дура. Ли также внес свой личный вклад, нарисовав картины в Ривенделле. Например картину, на которой Исилдур забирает у Саурона Единое Кольцо. А также гобелены в Эдорасе.

Гранту Мейджору было поручено воплотить замыслы Ли и Хау в архитектуре. То есть создать макеты декораций. А Дэн Хенна работал художником-постановщиком, разведывая места и организуя строительство декораций. Иногда декорации перестраивались. Пещеры Изенгарда превратились в Логово Шелоб, а Хельмова Падь в Минас-Тирит.

Художественный отдел бережно относился к природе, учитывая ее значение для Толкина. Например брал растения из Эдораса в питомник. Иногда они лепили фигуры из настоящих камней и коры. А для создания более убедительных бутафорских деревьев укладывали ветви в стальную конструкцию из полистирола. Брайан Мэсси возглавлял отдел зелени и даже написал брошюру о росте деревьев. Все многочисленные реквизиты трилогии были изначально разработаны в разных масштабах, было нанято множество мастеров. В частности золотых и серебряных дел мастер Йенс Хансен, создавший 15 копий Единого кольца.

Современный ювелир Жасмин Уотсон создала другие значимые украшения. В том числе Эвенстар, который носила Арвен. А также Ненья — кольцо, которое носила Галадриэль. Статуи были изваяны из полистирола. Хотя некоторые троны, показанные в трилогии, на самом деле сделаны из мрамора, камня и дерева. Для написания многочисленных книг, корешков, документов, карт, диаграмм и даже граффити орков, которые появляются в трилогии, был нанят бывший банковский служащий по имени Дэниел Рив.

Компания Weta Workshop

Как снимали трилогию Питера Джексона "Властелин колец"Джексон нанял давнего соратника Ричарда Тейлора, чтобы тот возглавил работу Weta Workshop. Они работали над пятью основными элементами дизайна: броней, оружием, протезами/макияжем, существами и миниатюрами.

Было изготовлено 48 000 единиц брони из многочисленных форм листовой стали. На ковку одного меча уходило от трех до шести дней. Мечи для основных персонажей были из пружинной стали для крупных планов. А алюминиевые мечи и резиновые версии для массовых постановок. Weta также создала 10 000 настоящих стрел и 500 луков.

Weta создала множество протезов и постоянно следила за ними на съемочной площадке. Они создали 1800 костюмов для тела орков и 10 000 голов орков. Weta также потратила год на создание хоббитских ступней, которые выглядели бы как большие мохнатые лапы. Но при этом служили бы обувью для актеров. В общей сложности 1 800 пар были использованы четырьмя ведущими актерами-хоббитами во время съемок. Актерам также делали слепки лица, чтобы создать заостренные уши и фальшивые носы. Отдел грима также отвечал за многочисленные парики и создание общей грязи на актерах. Помимо нанесения грима, в конце дня предстоял час тщательного снятия грима и протезов. Также были изготовлены многочисленные трупы актеров и лошадей.

Первым завершенным созданием Weta стал пещерный тролль. Изначально художники-постановщики хотели сделать орков полностью звероподобными до перехода на протезы. Они придали особый дизайн оркам Мории, урук-хаям и оркам Мордора, чтобы придать разнообразие персонажам. Они также потратили время на то, чтобы сделать существ биологически правдоподобными. Тело Шелоб основано на теле воронкообразного паука, а варги — гибрид медведя, гиены и волка. В фильме была создана кукла Древоборода (для управления которой требовалось пять человек). Работа над дизайном продолжалась на протяжении всего производства. Например Голлум был переделан в мае 2001 года.

Истории некоторых культур, изображенных в фильмах, должны были быть показаны на экране лишь в виде подсознательных проблесков. А для эльфов вымышленные истории должны были быть представлены в изменениях доспехов. В Эльфах прослеживается влияние модерна, в котором участвуют листья и цветы. А Гномы увлечены геометрией, которая должна была напомнить зрителям об их копательской природе. Хоббиты отсылают к Англии XVIII века. Рохиррим имеют множество мотивов лошади и солнца и черпают визуальное вдохновение в Беовульфе и англосаксонских артефактах. А Гондорцы отражают немецкие и итальянские доспехи XVI века. Злые люди-харадримы взяли пример с ацтеков и кирибати. Большая часть брони орков острая, отражающая секаторы. На ней написаны руны, отражающие поклонение Саурону.

При адаптации оружия и доспехов Толкина для экрана было допущено несколько вольностей. В фильмах используются пластинчатые доспехи, но они не упоминаются ни в одном из произведений автора. Некоторые мечи, например сломанный королевский меч Нарсиль, также интерпретируются как двуручные длинные мечи. Такие дизайнерские решения помогают создать атмосферу позднего Средневековья и эпохи Возрождения. В то время как оригинальная атмосфера Толкина в целом больше напоминает раннее Средневековье. Эльфы в серии фильмов используют изогнутые мечи. В то время как автор в основном приписывает такие мечи оркам. Дизайнеры пошли настолько далеко, что изобрели новое оружие, такое как эльфийский меч Хадхафанг, используемый Арвен.

Чтобы разработать хореографию боев и мечей для серии, создатели фильма наняли голливудского мастера меча Боба Андерсона. Андерсон работал непосредственно с актерами, включая Вигго Мортенсена и Карла Урбана. Он разработал многочисленные бои на мечах и трюки в фильме.

Костюмы

Как снимали трилогию Питера Джексона "Властелин колец"Нгила Диксон была нанята 1 апреля 1999 года для работы с многочисленными костюмами. Она и 40 швей работали над созданием более 19 000 костюмов для серии фильмов. Из-за большого графика съемок было сделано 10 версий каждого костюма. И еще 30 — для трюковых, масштабных и других дублеров. В итоге всего для каждого костюма было сделано 40 версий.

Из-за требований Джексона к реалистичности костюмеры очень старались, чтобы костюмы выглядели «как живые». Они стирали краски, набивали карманы и пачкали костюмы для Гэндальфа и Арагорна. Поскольку они пересекают местность. Как и в случае с доспехами, здесь также использовалось кислотное травление и некоторые перекрашивания. Диксон решил дать хоббитам шорты из-за их босых ног и специально поработал над длинными рукавами для эльфов, чтобы создать впечатление скольжения. Диксон также очень старался различить цвета, которые носят гондорцы (серебристый и черный) и рохиррим (коричневый и зеленый).

Основные съемки

Основные съемки кинотрилогии «Властелин колец» проходили одновременно в Новой Зеландии в течение 438 дней с 11 октября 1999 года по 22 декабря 2000 года. Трилогия снималась более чем в 150 различных местах. В них принимали участие семь различных съемочных групп.  Джексон следил за работой всех подразделений с помощью прямой спутниковой трансляции. И в условиях постоянного переписывания сценария и работы множества подразделений над его видением ему удавалось спать всего около четырех часов в сутки.

Джексон описывал съемки как самое большое в мире домашнее кино, благодаря независимости и чувству семьи. Напомним, что Питер Джексон родом из Новой Зеландии. Фрэн Уолш описывал написание сценария как прокладку рельсов перед движущимся поездом. Джексон также описывал съемки как организацию армии. В разгар съемок было задействовано примерно 2400 человек. Из-за удаленности некоторых новозеландских ландшафтов съемочная группа брала с собой наборы для выживания на случай, если вертолеты не смогут вовремя добраться до мест съемок и доставить их домой.

Экология

Как снимали трилогию Питера Джексона "Властелин колец"Съемки проходили не без опасений за экологическое воздействие на многочисленные места съемок. Ведь многие съемки проводились в национальных парках и заповедниках, управляемых Департаментом охраны природы Новой Зеландии. Компании Wingnut Films Limited потребовалось разрешение или «концессия» от Департамента охраны природы на проведение съемок в этих зонах. Разрешение на концессию неправомерно разрешало такие виды деятельности, как съемка фантастических фильмов и проезд автомобилей по бездорожью в Национальном парке Тонгариро, что не соответствовало планам управления парком. Экологическое значение водно-болотных угодий международного значения также было проигнорировано. Процесс был проведен в спешке, без привлечения общественности. Рассмотрение последствий и их смягчение не было тщательным. Процесс облегчил доступ к государственным заповедным землям.

Съемки частей «Властелина колец» в Национальном парке Тонгариро настолько нарушили некоторые участки парка, включая один, известный в народе как «Дорога орков», что впоследствии пришлось нанимать подрядчиков для восстановления этих участков.

Постпродакшн

У каждого фильма был целый год постпродакшна до его декабрьского релиза. В конце этого периода Джексон переезжал в Лондон, чтобы руководить сведением и продолжать монтаж. Чтобы избежать давления, Джексон нанимал разных редакторов для каждого фильма. Ежедневные натурные съемки часто длились до четырех часов.

Монтаж первого фильма прошел относительно легко, и Джексон впоследствии придумал концепцию расширенного издания, хотя после показа New Line пришлось перемонтировать начало для пролога. Съемочная группа всегда признавала «Две башни» самым сложным фильмом. Поскольку «у него не было ни начала, ни конца». А также была дополнительная проблема, связанная с необходимостью правильно соединить сюжетные линии. Джексон даже продолжал редактировать фильм после официального окончания съемок. В результате чего некоторые сцены, в том числе перековка Андурила, предыстория Голлума и гибель Сарумана, были перенесены в «Возвращение короля». Позже гибель Сарумана была вырезана из театрального издания (но включена в расширенное издание). Джексон посчитал, что она недостаточно эффектно начинает третий фильм.

Многие отснятые сцены остались неиспользованными, даже в расширенных изданиях. Рекламные материалы к «Братству кольца» содержали нападение орков из Мории на Лотлориен после того, как Братство покидает Морию. Также были вырезаны сцены из книги, в том числе Фродо увидел больше Средиземья в Парф-Галене, расширенный Совет Элронда и новые сцены с нападением урук-хай на Фродо и Сэма у реки Андуин.

В одной из основных вырезанных сцен «Двух башен» Арвен и Элронд навещали Галадриэль в Лотлориене. А затем Арвен вела эльфийское подкрепление к Хельмовой Пади. Эта сцена, а также флешбэк к первой встрече Арвен и Арагорна были вырезаны при пересмотре сюжета фильма. Эовин должна была играть более активную роль в защите беженцев от вторжения урук-хаев. А в Осгилиате Фарамиру должно было привидеться, что Фродо стал похож на Голлума. При этом Фродо и Сэм должны были вступить в продолжительную схватку.

Для «Возвращения короля» были сняты две сцены, присутствующие в книге. Сэм использует фал Галадриэль, чтобы пройти мимо Наблюдателей в Цирит Унгол. И дальнейшие кадры эпилога, с концовками для Леголаса и Гимли, свадьбы Эовин и Фарамира, смерти и похорон Арагорна. Саурон должен был сразиться с Арагорном у Черных ворот, но Джексон решил, что эта сцена неуместна. Последняя вырезанная сцена — подгонка доспехов Арагорна для битвы у Черных ворот оружейниками трилогии.

Спецэффекты

Как снимали трилогию Питера Джексона "Властелин колец"В серии фильмов «Властелин колец» использовалось множество новаторских практических и цифровых визуальных эффектов, не имевших аналогов в киноиндустрии. Начиная от протезов и реквизита и заканчивая существами, почти полностью созданными с помощью компьютерной графики. Процесс создания серии фильмов был оценен как прорыв в мире кинематографических визуальных эффектов. Weta Workshop была главной стилистической силой фильмов. Была проделана титаническая работа над концептами, декорациями и цифровыми эффектами. Реквизит, декорации, протезы и локации были максимально сконцентрированы и детализированы, чтобы добиться максимально реалистичного вида. Только для этой трилогии было создано более 48 000 предметов, включая полностью специализированное оружие, сложные миниатюрные декорации и чрезвычайно реалистичные части тела для протезов. Двести шестьдесят художников по визуальным эффектам работали над трилогией. К концу съемок их число увеличилось более чем в два раза.

Анимация и эффекты компьютерной графики

Как снимали трилогию Питера Джексона "Властелин колец"Такие существа, как тролли, Балрог, энты, варги, мумакил и Шелоб, были полностью созданы с помощью компьютерной графики. Существа месяцами создавались и изменялись в виде эскизов, прежде чем утвержденные эскизы превращались в пятифутовые макеты и сканировались в компьютер. Затем аниматоры настраивали скелеты и мышцы. После чего анимация и окончательная детальная раскраска сканировались с раскрашенных макетов. У Древоборода было цифровое лицо, наложенное на оригинальный аниматроник. Он был отсканирован для цифровой модели его длинноствола.

Наряду с существами, Weta также создала высокореалистичные цифровые дубли для многих миниатюрных лонгшотов. А также для многочисленных трюков, в первую очередь Леголаса. Эти двойники были отсканированы, когда актеры выполняли движения в костюме для захвата движения. А дополнительные детали были созданы с помощью компьютерных технологий.

Weta начала анимировать Голлума в конце 1998 года. Энди Серкис играл Голлума, обеспечивая его голос и движения на съемочной площадке. Он снимался в костюме захвата движения. Его сцены были отсняты дважды — с ним и без него. Первоначально Голлум должен был быть исключительно CG-персонажем. Но Джексона так впечатлила запись прослушивания Энди Серкиса, что его тоже задействовали на съемках. Команда выполнила анимацию, используя как данные захвата движения, так и ручное воссоздание лица Серкиса. Из-за того, что Голлум не был человеком, такие кадры, как его ползание по отвесной скале, были сняты без живых референсов. Серкис также занимался захватом движения для персонажа, который управлял телом модели. А в это время аниматоры делали все пальцы и лицевую анимацию.

Для изображения Назгулов или Черных всадников были использованы высокие, стройные актеры, одетые в протезы и костюмы. Снятые на студийной площадке, декорации и внешний вид Черных всадников были позже отредактированы, чтобы выглядеть хаотично и ужасно. Древние руины, где хоббиты впервые сталкиваются с Черными всадниками лицом к лицу, были сняты с использованием эффектов компьютерной графики. Но сцены действия были сняты в студии. Позже сцены были объединены с помощью цифровых эффектов.

Многие другие сцены в трилогии «Властелин колец» были сняты подобным образом. Сначала снимались декорации или миниатюры, затем актеры на студийной площадке. И все это соединялось вместе. Примером может служить сцена в Морийских копях, когда Братство сражается с пещерным троллем в гробнице Балина. И еще одна, когда Братство находится на лестнице и мосту Хазад-Дюма. У Гэндальфа есть своя особая сцена с компьютерной графикой, когда он схватывается с Балрогом, и они падают в пропасть.

Музыка

Канадский композитор Говард Шор написал, оркестровал, продирижировал и спродюсировал музыку к трилогии. В музыку Шор включил множество лейтмотивов, представляющих различных персонажей, культуры и места. Это самый большой каталог лейтмотивов в истории кино, превосходящий каталог всей серии фильмов «Звездные войны». Например, существует множество лейтмотивов для хоббитов и Шира. В основном партитуру исполняют Лондонский филармонический оркестр и хор мальчиков. Даже актеры Билли Бойд, Вигго Мортенсен, Лив Тайлер, Миранда Отто и Питер Джексон внесли свой вклад в создание партитуры. Кроме того, отдельные темы были написаны для представления различных культур. Как известно, для третьего фильма количество музыки, которую Шору приходилось писать каждый день, резко возросло и составило около семи минут.

Звук

В начале каждого года звукооператоры пытались найти подходящие звуки. Некоторые из них, например, звуки животных, таких как тигры и моржи, были куплены. Использовались и человеческие голоса. Фрэн Уолш участвовала в создании крика Назгула, а Дэвид Фармер — воя варга. Крик упавшего зверя взят из крика осла, а рев мумакила — из начала и конца львиного рыка. Для получения многих звуков техники работали с местными жителями Новой Зеландии. Они перезаписали звуки в заброшенных туннелях, чтобы создать эффект эха в сцене Мории. 20 000 новозеландских фанатов крикета создали звуки армии урук-хай в «Двух башнях». Они потратили время на запись звуков на кладбище ночью, а также попросили строителей сбросить каменные блоки для создания звуков выстрелов и падения валунов в «Возвращении короля».

В заключении

Вот мы и разобрали, как снимали трилогию «Властелин колец». Созданное Джексоном — это не что иное, как шедевр. Это блестяще задуманная и полностью реализованная версия истории Толкина. По сути это эмоциональная, драматическая, напряженная эпопея. Трилогия до сих пор является эталоном качественного фэнтези, а снять хоть что-то приближенно подобное до сих пор никому не удалось.

Назад

Поделиться:

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы